Что такое ГБО? Описание системы, типы, производители, поколения

Содержание

Что такое ГБО

Вид топлива, которым автовладелец заправляет свою машину, имеет значение не только в плане суммы, в которую обходится эксплуатация авто, но и сказывается на состоянии окружающей среды. Что такое ГБО – это комплект оборудования, в состав которого входят резервуары (баллоны) для газового топлива, и специальная оснастка для работы автомобиля на газу.

Современным горючим для автотранспорта являются два вида газового топлива:

  • пропан-бутан или LPG;
  • метан или CNG.

Для эксплуатации автомобиля на данном топливе необходимо вносить изменения в его оборудование.

Что такое ГБО? Это экономичность и экологичность!

Экономия заключается в том, что, по сравнению с бензином и дизельным топливом, газ гораздо дешевле. Для отечественных автолюбителей это и становится определяющим фактором переоборудовать свою «ласточку» на газовое топливо. Чтобы подсчитать, во сколько обойдется установка оборудования необходимо проконсультироваться со специалистом. Именно специалист, оценив потенциал Вашего автомобиля, посоветует то или иное оборудование.

Схема ГБО 4 поколения

Ведь комплект ГБО необходимо выбирать исходя из:

  • характеристик автомобиля;
  • задач, которые ставит владелец (коммерческое использование, преимущественная езда по городу или езда по трассе);
  • прочих особенностей.

После согласования всех моментов необходимо записаться в автоцентр на установку.

В отношении экологической обстановки, в таких государствах как, к примеру, Германия и США – сохранение окружающей среды является стилем жизни. Выхлопные газы от сгорающего в моторе бензина и дизтоплива губительны для природы и человеческого здоровья. А вот газ в атмосфере расщепляется практически бесследно. В связи с этим, руководство обеих этих стран занимается стимулированием населения на переход на газовое топливо. Преимущество отдается метану.

Из истории появления и распространения ГБО

Началось все с Италии. Еще больше полувека назад в северных районах страны небольшими производственными компаниями начался выпуск компонентов, делавших возможным перевод бензиновых ДВС на газ. С тех пор оборудование итальянского производства считается лучшим в мире. Италия является крупнейшим разработчиком технологий, связанных с изготовлением ГБО. А также основным экспортером фирменного оборудования как в сборке, так и отдельных комплектующих.

Успешно работают в данной области также производители Польши (в особенности это касается электронной «начинки»), Литвы, КНР и Турции. В последнее время есть также отечественные разработки.

В настоящее время Италия – государство, где автомашины с ГБО распространены больше, чем где-либо в мире. Многие автомобилисты Польши, КНР, Индии, Австралии и южноамериканских государств также предпочитают ездить на газу. Автомобили с ГБО становятся все более популярны и среди граждан России и Украины.

Ориентируясь на растущий потребительский спрос, несколько крупнейших автоконцернов уже выпускают автомобили, оборудованные ГБО с завода.

Типы ГБО

Газобаллонное оборудование выпускается для двух типов топлива:

  • пропан-бутана;
  • и метана.

машина газ

В России более распространено ГБО для пропан-бутана. Плюсы монтажа ГБО под пропан-бутан:

  • относительная дешевизна (по сравнению с метановым) комплекта оборудования;
  • большое количество автозаправочных станций по всей стране;
  • развитые станции тех.обслуживания.

Субъективно – газовые автозаправки выглядят не столь красочно, как бензиновые. Но обнаружить ГАЗС поблизости от дома или на трассе в дальнем пути – не проблема. Такие станции есть практически в каждом регионе страны. Часто ГАЗС под пропан устанавливают на бензиновых АЗС.

еще к одному плюсу можно отнести то, что баллоны под пропан-бутан изготавливаются в двух вариантах:

  • цилиндрические баллоны,
  • и тороидальные (повторяющими форму шины, их обычно размещают в багажнике вместо запаски).

ГБО метан

Метан – газ, поставляемый отечественной корпорацией «Газпром» в разные страны мира. Метановое ГБО дороже пропан-бутанового, зато само топливо – дешевле. Недостаток метанового ГБО в громоздкости и большой массе баллонов. Да и сеть метановых ГАЗС развита в России недостаточно.

Принцип работы ГБО

У нас на рынке распространено две системы ГБО:

  • традиционная (карбюраторная);
  • инжекторная.

Традиционную устанавливают на карбюраторные автомашины, поскольку она функционирует по принципу карбюрации. Попадающий в мотор поток воздуха проходит специальный смеситель, где обогащается определенным объемом газа. Чем глубже утапливается в пол педаль газа, тем шире приоткрывается дроссель (заслонка), и тем больший объем газового топлива, смешанного с воздухом, оказывается в двигателе.

Оборудование инжекторного типа функционирует по тому же алгоритму, что и инжекторная система на бензине. Газовое горючее попадает в мотор путем впрыска через форсунки, управляемые электроникой. Главное, чтоб электронный блок инжектора самого ГБО был настроен правильно. Он не должен конфликтовать с ЭБУ автомобиля, изначально выпущенного с заводского конвейера с бензиновым двигателем.

Безопасность ГБО

Что такое ГБО? Это в первую очередь безопасность!

В самом слове «газ» ухо обывателя улавливает определенную опасность, ведь первое, что приходит на ум – «газ может взорваться». В действительности же вопросу безопасности эксплуатации ГБО производители придают особое значение. Оборудование конструируется максимально надежным. А прежде чем запустить новую модель в серийный выпуск и продажу, проводятся разнообразные испытания, моделируя возможные аварийные ситуации.

взрыв авто

В корпус баллона ГБО встроены защитные механизмы. Баллоны комплектуются мультиклапаном, некоторые могут быть оснащены противопожарным клапаном. А при установке после баллона можно поставить электромагнитный клапан. Он предотвратит поступление газа в магистраль при обесточивании системы электропитания автомобиля.

Дополнительный электромагнитный клапан ГБО устанавливается под капот перед редуктором. Он отвечает за мгновенное прекращение подачи газа, когда автомобиль переходит на питание бензином, либо при остановке двигателя.

Каждый из компонентов ГБО подвергается различным тестированиям. После чего, перед сборкой в единую конструкцию либо отправкой в продажу в виде комплектующих, подлежит обязательной сертификации. Для ГБО, устанавливаемого в заводских условиях, и в условиях автосервисов при переоборудовании бензиновых авто на газ – предусмотрены одинаковые стандарты безопасности.

Классификация ГБО

Что такое ГБО? Это возможность выбрать именитого производителя, или «кота в мешке».

Эксперты различают три класса систем:

Первый класс представлен системами от известных брендов. Такое ГБО целиком состоит из фирменных комплектующих от одной компании-производителя. Данный вариант является самым надежным, так как все компоненты заведомо отлажены под эффективное взаимодействие друг с другом. Примером дорогого и качественного бренда является BRC.

ГБО BRC

Второй класс – это оборудование типа «сборная солянка». ГБО комплектуется из частей и элементов, произведенных разными компаниями. А комплект, как правило, получает название производителя электроники. Ярким представителем такого оборудования является digitronic.

Такое «салатное» ГБО подразделяется еще и на подклассы:

  1. системы из компонентов производства разных итальянских компаний (имеют достаточно высокое качество);
  2. системы, скомплектованные из компонентов китайского либо турецкого производства. Это не обязательно бывает некачественно, но все же заведомо хуже, чем первый вариант. Зато значительно дешевле.

Третий класс – откровенные подделки под фирменное газобаллонное оборудование. О качестве тут речи не идет совсем – такое ГБО может подвести в любую секунду.

О современных тенденциях развития ГБО и газодизеле

Что такое ГБО? Это современные технологии, которые идут вперед каждый день!

Кроме традиционного оборудования, и газобаллонных систем инжекторного типа, еще советскими инженерами был создан газодизель. ГБО, которое устанавливалась на дизельные силовые агрегаты.

ГБО на дизель. Камаз

Первым представителем газодизеля были грузовики «Камаз». В силовую установку автомобиля подавалось 80% газовой смеси и 20% солярки. Такое топливо заставляло «Камаз» работать в полную силу. Но СССР был богатой страной, в которой солярка стоила дешево, поэтому проект признали нерентабельным, и закрыли.

Принцип газодизеля заключается в том, что газ поступает в мотор не вместо, а одновременно с основным горючим – дизтопливом. Использование такой технологии показало себя эффективным в отношении снижения материальных затрат на горючее, особенно – при работе магистральных тягачей.

Сейчас тренд установки ГБО на дизель вновь набирает обороты. Газовые установки успешно работают как на грузовых автомобилях, так и на комфортных седанах или внедорожниках.

Разработкой последнего времени является применение газа на бензиновых двигателях, чья конструкция предусматривает прямой впрыск бензина. В этом случае через бензиновые форсунки осуществляется подача газа в жидкой форме. В ГБО 6 поколения отсутствует такой элемент как редуктор-испаритель. Это передовое решение компании Vialle, за которым дальнейшее будущее систем ГБО.

Заключение

Рассказать в нескольких словах о том, что такое ГБО невозможно. Это огромный мир производителей и технологий, имеющий своих сторонников и противников. Но стать членом этого мира, не попробовав самому автомобиль на газу, невозможно. Каждый день мы сталкиваемся с машинами, которые работают на экологичном топливе. И каждый должен иметь хоть малое понятие того, что такое ГБО.

Пан Пропан: 20 вопросов про газобаллонное оборудование для автомобиля

Газобаллонное оборудование автомобиля (ГБО) – система из нескольких устройств, позволяющая использовать газ в качестве топлива для двигателя. Все, что нужно знать перед решением перевести машину на газ, – в этом материале.

20 вопросов про газобаллонноеоборудование для автомобиля

Заменяет ли ГБО штатную систему питания, которую придется снимать?

ГБО позволяет ехать только на газе, не используя бензин. Но штатная система питания не демонтируется. Обе системы – бензиновая и газовая – существуют параллельно. Может работать то одна, то другая.

Какой именно газ используют в качестве топлива?

На автотранспорте получили распространение два вида горючего газа: сжатый природный и сжиженный нефтяной. Природный газ нашел широкое применение в качестве топлива на крупных машинах – грузовиках и автобусах, поскольку он требует больших заправочных емкостей и более сложной системы питания.

Легковушки используют сжиженный нефтяной газ, для которого не нужны большие баллоны и сложная топливная аппаратура. Этот газ – смесь пропана и бутана, которая получается на нефтеперерабатывающих заводах в виде побочного продукта производства. На заправочные станции газ поставляется в смеси «летняя», которая состоит на 45-55% из пропана, и «зимняя»: содержит 85-95% пропана.

Как устроена система для езды на газе?

Основными частями системы для езды на сжиженном газе являются баллон, редуктор-испаритель и смеситель «газ-воздух». Из баллона по магистрали газ поступает в редуктор-испаритель, который понижает давление с 16 до 1-2 ат, переводя газ в парообразное состояние. После этого летучий газ идет по магистрали в смеситель, где перемешивается с воздухом: готовая горючая смесь всасывается в цилиндры двигателя.

Сейчас на рынке царствуют итальянские производители: Bedini, Landi Renzo и др

Основными частями системы являются баллон, редуктор-испаритель и смеситель «газ-воздух»

За переключение с бензина на газ и наоборот отвечают управляемые кнопкой из салона электромагнитные клапаны, один из которых стоит в газовой, а другой – в бензиновой магистралях. Для заправки баллона существует вентиль со стандартным разъемом под штуцер «пистолета» ГЗС.

Какие преимущества дает использование газа?

Прежде всего, на установку ГБО идут, чтоб экономить на топливе – газ, в среднем, в 2 раза дешевле бензина (этот вопрос подробно разберем ниже). Есть и технические плюсы газа. Пропан-бутановая смесь имеет октановое число 105 – больше чем у любого бензина.

Газ сгорает в цилиндрах двигателя без детонации, ровно и полностью, не смывает масляную пленку, образуя гораздо меньше нагара на стенках и свечах. За счет этого двигатель работает в более благоприятных условиях, отчего его ресурс вырастает на 30-40%. Особенно это заметно по времени «жизни» лямбда-зонда и катализатора, которые при езде на газе служат вдвое и дольше и даже более. А это тоже хоть и косвенная, но экономия: как минимум, на «промывках», как максимум – на крупном ремонте.

А каковы недостатки?

При использовании газа в качестве топлива мощность двигателя снижается на 10-15%. При этом расход газа оказывается на 15-30% больше, чем бензина. Газобаллонное оборудование увеличивает массу автомобиля на 45-70 кг. Баллон занимает место в багажнике или грузовом отделении. Газ более взрыво- и пожароопасен, чем бензин. И, наконец, чтобы поставить газовое оборудование, нужно заплатить.

На какой автомобиль можно поставить такое оборудование?

Теоретически на газ можно перевести любой двигатель. В том числе турбированный и дизельный. (Правда, для «дизелистов» газ все-таки менее актуален).

Прежде всего, на установку ГБОидут, чтоб экономить на топливе

За переключение с бензина на газ и наоборот отвечают управляемые кнопкой из салона электромагнитные клапаны

Нет особых проблем и с типом кузова. Владельцам седанов проще всего – стандартный цилиндрический баллон без особого ущерба свободному пространству ставится в глубину багажника, за спинку задних сидений. Для хэтчбеков и универсалов используют тороидальные баллоны, которые ставятся в нишу «запаски». Есть варианты и с двумя небольшими «боковыми» баллонами, размещаемыми по разным сторонам багажного отделения.

Сколько времени занимает заправка баллона?

Приблизительно от 4 до 7 мин.

На сколько хватает баллона?

В зависимости от объема двигателя, режима езды, емкости баллона – от 200 до 400 км.

Где заправляться?

Газозаправочных станций значительно меньше, чем обычных АЗС. Но все же они есть. Например, в Петербурге 9 таких станций: они располагаются ближе к окраинам. Такие же станции есть почти во всех районных центрах Ленобласти.

Кто производит газобаллонное оборудование и сколько оно стоит?

Сейчас на рынке царствуют итальянские производители: Bedini, Landi Renzo, Lovato, Marini, Tartarini, Zavoli и др. Есть на рынке и продукция турецких (Voltran), венгерских (Kargas, Longas) и польских (Elpigas) фирм. Активно работают российские производители – такие, как «Компрессор», НЗГА, «Полиавто» и «САГА».

Обе системы – бензиновая игазовая – существуют параллельно

Обе системы – бензиновая игазовая – существуют параллельно

Обе системы – бензиновая игазовая – существуют параллельно

Цены на газобаллонное оборудование начинаются от 6 000 руб. за простые системы для карбюраторных машин. Сложная, электронная система с распределенным впрыском газа, с большим количеством дополнительных блоков и датчиков, может обойтись в районе 30 000-40 000 руб. и выше. Как правило, система для трех-семилетней инжекторной иномарки стоит 12 000-20 000 руб. плюс от 3000 до 7 000 руб. за установку.

Можно ли снять газовое оборудование, вернув «все как было», без ущерба для автомобиля?

Можно. Но демонтаж, особенно электронных систем, требует квалификации. Поэтому, если есть желание отказаться от газа, то разумнее снять только баллон, что несложно сделать самому. Аппаратура же под капотом и магистрали не помешают, и их можно не снимать. А то вдруг опять надо будет ставить.

Насколько опасно ездить на газе?

Сейчас техника, конечно, продвинулась вперед. Современное электронное ГБО имеет датчики утечки газа и возгорания, систему сброса давления при аварии и систему пожаротушения. В конструкции баллонов применяются специальные слоистые материалы и ячеистые наполнители, снижающие взрывоопасность. Как утверждают производители, сейчас машины с ГБО не опаснее бензиновых.

Однако у автомобиля с газобаллонным оборудованием, особенно при аварии, больше риски возгорания и взрыва.

Верно ли, что в машине на газу ужасно пахнет?

Чем качественнее уплотнения в клапанах, вентиле, магистралях, редукторе-испарителе и смесителе – тем меньше выхлоп. Современные исправные системы почти не распространяют запаха. Но все-таки, в багажнике, где стоит баллон, или под капотом, больше или меньше, но пахнет всегда.

Можно ли курить в машине с ГБО?

Можно, только осторожно. Ремнем лучше не пристегиваться – вдруг придется выпрыгивать… А если серьезно, то при несильном запахе газа зажженная сигарета в салоне прямой опасности не представляет. Вспомним-ка «газовые такси» 80-х годов, где пассажиры просто задыхались от вони, а таксисты при этом смолили вовсю, и нигде не слышно было, чтоб кто-нибудь взлетел на воздух.

Сколько конкретно можно сэкономить, если ездить на газе?

Посмотрим цены на топливо. На момент написания материала, средняя цена 1 л 92-го бензина в Петербурге составляла 18 руб., 95-го – 21 руб. За 1 л сжиженного газа на ГЗС просили 10 руб. 50 коп.

Теоретически на газ можноперевести любой двигатель

Теоретически на газ можноперевести любой двигатель

Возьмем теперь «среднестатистическую» машину, расходующую 12 л бензина на 100 км (с учетом городского цикла). Газа она «съест» больше – примерно 14.5 л. Таким образом, за 100 км пути на 92-м бензине придется выложить 216 руб., на 95-м – 252, а на газе – 152 руб. 25 коп.

Отсюда получаем экономию: 63 руб. 75 коп. на 100 км на 92-м бензине и 99 руб. 75 коп. – на 95-м. Из чего следует, что система за 20 000 руб. с установкой окупит себя через 20 050 км пробега для 95-го бензина, а для 92-го – через 31 372 км.

Каков срок службы газовой аппаратуры?

Основные узлы системы – баллон, редуктор, электроника – сами по себе служат столько же как, например, головка блока цилиндров. Но вот различные прокладки и уплотнения клапанов, соединений в магистралях придется менять не реже чем раз в 2-3 года, а возможно, и чаще.

Нужно ли специальное ТО для газового оборудования?

Нужно. У автомобилей с ГБО раз в полгода на станции, имеющий сертификат на такие работы, делается осмотр системы на предмет утечек. Если система электронная, то проводится и диагностика блока. Обязательно проверяются баллоны: первая проверка делается через 10 мес. со дня продажи, а затем – каждый год-два (согласно обозначенной в талоне дате).

Как проходят техосмотр машины с газобаллонным оборудованием?

Для прохождения техосмотра для автомобиля с ГБО нужно иметь дополнительные документы. Это свидетельство о проверке баллона; документ об установке, выданный станцией; копия лицензии станции-установщика. Если ГБО куплено самостоятельно, то нужна будет и копия сертификата на оборудование. Все эти документы рекомендуется всегда возить с собой.

Что такое ГБО в автомобиле: расшифровка, виды, устройство, стоит ли устанавливать газобаллонное оборудование

Что такое ГБО в автомобиле? Это газобаллонное оборудование, которое устанавливают на машину для экономии денег. Ведь бензин и дизельное топливо дорожает чуть ли не каждый месяц, а при заправке газом можно сэкономить от 20 до 40% своих кровных денежных средств. И это при учёте того, что газ тратится немного больше, чем бензин.

Так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы установки системы ГБО, не портится ли двигатель, безопасно ли это (ведь придётся всё время возить газовый баллон)? Эти и другие вопросы сразу появляются у каждого, кто задумывался о том, не установить ли на своё авто хороший комплект ГБО нового поколения. Ведь стоимость установки выльется в хорошую сумму и по идее её надо как можно скорее окупить.

гбо в автомобиле что это

Максимальную выгоду установка системы питания газом принесёт таксистам, большим внедорожникам, любителям путешествовать в Европу на своём авто (в этом случае всё может окупиться за одну поездку).

Также не стоит забывать, что придётся пройти регистрацию ГБО в ГАИ, и разобраться с такими вопросами, как влияние на двигатель и безопасность водителя.

В статье максимально расскажу о том, стоит ли переходить на газ, плюсы и минусы, цена, полезные советы, а так же есть ли реальная экономия и как её посчитать.

Что это такое?

Расшифровка аббревиатуры ГБО звучит так – газобаллонное оборудование. Эта система позволяет в дополнение к бензину или другому топливу использовать альтернативный источник энергии – сжиженный газ (метан или пропан-бутан). То есть в автомобиле можно использовать как стандартное горячее, так и газ. Переключаться между ними просто, причём при этом не теряется динамика и скорость транспортного средства.

Как вообще появилась идея об использовании газа вместо горючего? В конце 18 века французский учёный Филипп Лебон открыл так называемый светильный газ. А в 1823 году Самуэль Браун из Англии создал газовый двигатель на этом самом светильном газе. Через 37 лет Ж. Э. Ленуар наладил массовый выпуск ДВС на голубом топливе.

история гбо

В начале 20 века развитые европейские страны со скудным наличием нефти берут на вооружение отличную замену бензина – сжиженный газ. Именно в Германии совершенно случайно обнаружили сжиженный газ после получения дизельного топлива. Его применили в качестве источника энергии для автомобиля и уже в 1935 году на выставке были представлены автомобили, которые работали на метане, метаноле, нефтяном газе (пропан-бутан) и тепловом топливе. Поскольку в то время был дефицит бензина, то использование систем питания газом стало очень популярным, в том числе и в России. У нас на Родине в качестве горячего применялся газ, который выделялся в специальных газогенераторах из торфа и угля.

Полвека назад кроме Германии и Англии массово применять газовое топливо стали в Украине, Китае, Литве, Италии, России, Турции, Польше и других развитых странах.

Стрелецкий Игорь Павлович

Для классификации систем ГБО применяются поколения, которые неофициально утверждены среди автолюбителей. О них пойдёт речь ниже.

Виды и поколения

Газобаллонное оборудование всё время улучшалось и дорабатывалось. На данный момент существуют следующие неофициальные поколения ГБО:

1 поколение. Самая простая механическая система. В неё входит газовый редуктор, смеситель для воздуха и газа, а также простой переключатель между бензиновым и газовым топливом. Их раньше ставили только на автомобили для карбюраторных и моновпрысковых машин. ГБО первого поколения давно не выпускаются на рынке. Их запрещено применять с 2006 года из-за нарушения экологических норм. Но, несмотря на это, эту систему до сих пор некоторые устанавливают на свои авто.

что такое гбо 1 поколения в автомобиле

2 поколение. Устаревшее поколение, которое несовместимо с транспортными средства, выпущенными с завода после 2000 г. В состав системы входит электрический редуктор, дозатор (электронный) и датчик содержания кислорода – лямбда-зонд. Дозатор не очень точный, поэтому при работе двигателя появляются хлопки. Устанавливают только на инжекторные авто.

что такое гбо в автомобиле расшифровка

3 поколение. Можно иногда встретить на машинах, которые пригоняют из Европы. Система обеспечивает синхронный впрыск газа при помощи компьютерного блока управления. Дозатор регулирует объём подачи газа при помощи форсунок, основываясь данных с разных датчиков (но не всегда корректно). Форсунки открываются при повышении давления газа. ГБО 3 поколения можно установить на авто, для которых не подходит ГБО 4 поколения.

виды гбо на автомобиль

4 поколение. Самый популярный тип систем ГБО. Обладает распределённым впрыском газа. Подходит для многих авто, работающих на бензине. Форсунки здесь – электромагнитные, которыми управляет улучшенный бензиновый электронный блок управления. Подача горючего работает очень точно, можно на ходу менять тип топлива с газа на бензин и обратно. Стоит ГБО-4 недорого, устанавливается быстро, не затрагивая многие элементы автомобиля. По нашим законам можно ставить 4 поколение газобаллонного оборудования и выше.

стоит ли устанавливать гбо на автомобиль

4+ поколение. Это системы для ДВС с прямым впрыском топлива в камеру сгорания. Имеет иной принцип действия по сравнению с ГБО-4. Здесь газовый блок может одновременно управлять как газовыми, так и бензиновыми форсунками. В итоге подаётся топливо в соотношении 80% — газ и 20% — бензин.

5 поколение. Оно стоит в 2 раза дороже, чем ГБО 4 поколения, поэтому оно не популярно среди устанавливаемого оборудования. Газ подаётся в сжиженном состоянии (а в ранних поколениях он подаётся в испарённом). Здесь очень высокое требование к качеству газа (иначе топливный насос может сломаться). Также образующийся конденсат тоже может нарушить работу топливного насоса, который стоит недёшево. Плюсы ГБО-5: нет потери мощности мотора, двигатель заводится даже при сильном холоде, поскольку газ не надо испарять перед подачей в ДВС, мембрана редуктора служит в 2 раза дольше, система подключается к OBD и настраивается через компьютерное ПО. В 5 поколении ГБО подача топлива точная и экономичная, но из-за частых поломок газового насоса, такую систему ставить экономически невыгодно. Установка ГБО 5 поколения в 3-4 раза дороже, чем установка ГБО-4.

гбо автомобиля

6 поколение. Улучшенная версия 5 поколения, но имеющая такие же недостатки. К оборудованию здесь добавились клапаны, которые подают или только газ, или бензин. Подходит не для всех типов двигателей (например, не подойдёт для инжекторных ДВС). Цена установки высока и начинается от двух тысяч евро.

гбо стоит ли ставить на автомобиль

Мелехов Алексей Викторович

Кроме поколений автолюбители условно подразделяют ГБО на классы.

Классы ГБО

Автолюбители также разделяют газобаллонное оборудование на следующие классы:

1 класс. Это системы, которые содержат все детали одного бренда. Поэтому такие системы питания газом являются наиболее эффективными и надёжными.

что такое гбо в авто

2 класс. Это системы, в которые входят детали разных производителей. А продаются ГБО 2 класса под новым названием, которое сам придумал продавец. В свою очередь такие ГБО делятся на системы высокого качества (итальянские бренды) и бюджетные (производитель – Китай или Турция).

3 класс. Это китайские подделки, внешне похожие на качественное брендовое оборудование. Качество оставляет желать лучшего.

Теперь отвечу на самый главный вопрос, стоит ли вообще устанавливать на автомобили ГБО.

Стоит ли устанавливать

Когда не стоит устанавливать газобаллонное оборудование:

что такое гбо в автомобиле фото

  1. На автомобили с малым количеством лошадиных сил (малолитражки). Если на такие авто поставить ГБО, то их динамика сильно ухудшится. Экономия топлива здесь невысокая, потому что изначально расход бензина не очень большой. Также от багажного отделения совсем не останется места.
  2. На новый автомобиль. Если установить на него ГБО, то он автоматически лишится официальной гарантии.
  3. На легковые автомобили с дизельным двигателем – тут экономия будет примерно 20%.
  4. При малом пробеге в год. Для видимой экономии есть смысл устанавливаться систему питания газом на те автомобили, на которых ездят более 15000 км пробега в год. В ином случае окупаемость может составить не один год.
  5. При дальнейшей эксплуатации автомобиля менее 2-3 лет.
  6. Самым экономным водителям. Разумеется, газобаллонное оборудование ставят для того, чтобы максимально сэкономить. Но чтобы система работала надёжно и безотказно, надо выбрать хорошее оборудование, установить его должны профессионалы в специальном сервисе. В дальнейшем следует регулярно проводить диагностику и обслуживание ГБО, а также техосмотр и сменить документы на автомобиль. Для этого надо выделить деньги и время автомобилиста. Если же поставить ГБО в гараже подешевле, а про обслуживание системы вообще не забыть, то лучше отказаться от такой затеи вообще из-за возможной опасности.

Когда ГБО стоит устанавливать:

  1. При ежегодном пробеге автомобиля более 20000 км (такси, грузовым автомобилям, автобусам, всем кто при помощи транспорта зарабатывает деньги).
  2. При повышенном расходе бензина (более 9 л на трассе и более 12 л в городе).
  3. При применении высокооктанового бензина (АИ-95 или АИ-98).
  4. При неагрессивном стиле вождения.
  5. Если автомобиль уже снят с официальной гарантии.

гбо автомобиля устройство

При установке водителю надо узнать, сколько будет потреблять автомобиль газового топлива. В норме потребление газа должно быть на пару литров больше, чем при использовании бензина на 100 км (не более 10-20%), либо вообще соответствовать расходу стандартного топлива.

А теперь давайте выясним устройство и принцип работы газобаллонного оборудования.

Устройство

В ГБО входят детали, которые обеспечивают использование сжиженного нефтяного газа в качестве топлива с сохранением функции переключения обратно на бензин.

В состав газобаллонного оборудования входят следующие компоненты:

  1. Баллон. Это ёмкость для газа, которая бывает тороидальной или цилиндрической формы. Баллон тороидальной можно хранить в нише для запаски с целью экономии багажного места. Средний объём баллонов – 40 л. Их заправляют на 80% от полного объёма в целях безопасности. Есть 4 вида баллонов, которые различаются долговечностью и весом.
  2. Редуктор-испаритель. Превращает жидкий газ в газообразное состояние, который требуется для работы двигателя.
  3. Газовые трубопроводы, шланги, фитинги. Обеспечивают поступление газа от баллона к мотору.
  4. Мультиклапан и вентиляционная коробка. Устанавливают на горловину ёмкости для газа. В мультиклапан входят расходный и заправочный клапана, а также индикатор уровня газа в баллоне и заборная трубка. При утечке газа аварийный клапан перекрывает его поступление. Либо при помощи венткоробки газ отводится наружу из багажника.
  5. Газовый редуктор. Он подаёт нужное количество газа с определённым давлением. Имеет как вакуумное, так и электронное управление в зависимости от поколения ГБО. Для регулировки давления используется винт.
  6. Газовый фильтр. Предотвращает попадание лишних предметов в ДВС.
  7. Манометры. Измеряют давление в редукторе и баллоне.
  8. Датчик давления газа. Передаёт данные о давлении газовой смеси в блок управления. Если давление повышается, то ЭБУ перекрывает подачу газа в мотор.
  9. Смеситель. Он смешивает воздух и газ. Так готовится рабочая газовая смесь.
  10. Дозатор. Регулирует количество поступающего газа.
  11. Электронный блок управления. Отсюда происходит управление системой ГБО, от ЭБУ выводится кнопка-переключатель «газ/бензин» на панель приборов в салон. Наличие такой кнопки указывает, что стандартная система питания остаётся в автомобиле и на неё можно переключиться в любой момент. Такой блок управления имеется в инжекторных авто.
  12. Газовый, бензиновый или электромагнитный клапан. Ставится только в карбюраторные машины. Перекрывают газовую магистраль при остановке автомобиля или переключения на бензин. В нём также есть фильтр для очистки топлива. В инжекторных авто эту роль выполняет эмулятор форсунок.
  13. Выносное заправочное устройство. При помощи него осуществляется заправка баллона.

что такое гбо в автомобиле 4 поколения фото

ГБО бывает 2 типов: инжекторное (создан для инжекторных моторов, здесь газ подаётся в мотор под давлением) и эжекторное (предназначен для карбюраторных моторов, здесь газ подаётся при помощи карбюратора).

Немного технического материала — как работает ГБО, написал как можно понятнее.

Принцип работы

Расскажу про принцип работы ГБО 4 поколения, который является самым популярным среди автолюбителей.

  1. После переключения с бензинового топлива на ГБО, газ в сжиженном состоянии переходит из баллона в газовую магистраль.
  2. Регулирование расхода голубого топлива осуществляется при помощи мультиклапана. Через него же происходит заправка с помощью выносного заправочного устройства.
  3. Далее жидкий газ поступает в газовый клапан-фильтр. Он очищает газ от примесей и отложений. Также этот клапан закрывает поступление газа при переходе на бензин или при выключении работы автомобиля.
  4. Потом очищенный от смолистых отложений газ поступает в редуктор-испаритель. Здесь давление газа резко снижается от 16 до 1,8 атмосфер. Голубое топливо моментально испаряется и происходит поглощение тепла до температуры около -40°C. Для того, чтобы газ переходил из жидкого в парообразное состояние, редуктор должен быть прогрет до температуры более +40°C. Именно система охлаждения двигателя подогревает редуктор, чтобы он не промёрз. Поэтому прежде чем включить ГБО, авто работает на бензине до выставленной температуры (до 50°C), а потом происходит переключение на газ.
  5. Далее, при помощи разряжения во впускном коллекторе работающего мотора, газ идёт из редуктора через дозатор в смеситель, а потом в двигатель при помощи карбюратора (узел питания двигателя). Чем сильнее водитель жмёт на газ, тем больше газа засасывается в движок. Так происходит только в карбюраторных машинах.
  6. А в инжекторных автомобилях газ поступает в ДВС через газовые форсунки, которыми управляет блок управления. Если компьютер «поймёт», что давление недостаточное, то блок управления переключится на бензиновое топливо. Важный момент – инжекторное ГБО работает по принципу незаметности для электроники авто, чтобы она «не знала», что вместо бензина используется голубое топливо.
  7. Водитель при помощи кнопки переключателя топлива может выбрать «газ», который отключит бензиновый клапан и откроет газовый. А если выберет «бензин», то клапаны сработают наоборот. Дополнительно этот контроллер показывает, сколько газа осталось в баллоне и наличие возможных ошибок.

Переводим автомобиль на газ: сколько потратим и сколько сэкономим

Кратко объясню, как устанавливают ГБО на авто.

Как установить ГБО?

При установке ГБО на автомобиль, то систему питания надо модернизировать. Надо установить баллон в багажное отделение, от него проложить магистраль к подкапотной области. Также в блок цилиндров ДВС надо встроить газовые форсунки, на впускной коллектор присоединить газовые сопла. Трубки следует обязательно связать с системой охлаждения двигателя. Все компоненты должны быть соединены «намертво», потому что в трубках создаётся очень высокое давление.

Далее надо правильно настроить электронику, где есть свои тонкости. Важно понимать, что установку газобаллонного оборудования должен производить только специалист со специальным допуском.

На самом деле в конструкции автомобиля мало что меняется при установке ГБО. В топливную магистраль встраивается клапан, который перекрывает подачу бензина. Другие компоненты машины остаются нетронутыми. ГБО – это дополнение, которое можно в любой момент времени убрать.

Также рекомендуется при установке системы заменить свечи зажигания с большим калильным числом.

Посмотрите подробное видео:

Грамотная установка ГБО на автомобили!

С установкой разобрались, теперь выясним, какой газ рекомендуется и «с чем его едят».

Какой газ подходит?

Для ГБО подходят только следующие виды газа:

  1. Метан – это сжатый природный газ (компримированный природный газ). Он не сжижается. Его получают из продуктов жизнедеятельности животных и разных отходов органического происхождения. Его также применяют в обычных газовых плитах. Имеет меньшую цену за литр по сравнению с пропаном, но метановых газовых заправок в России очень мало. Установка ГБО для метана дорогая. Метан расходуется больше, чем пропан (в среднем 11 л на 100 км).
  2. Пропан-бутан – сжиженный нефтяной переработанный газ. Это продукт отхода при добыче нефти, поэтому он стоит дешевле бензина (примерно в 2 раза). Также его используют в холодильниках и аэрозолях. Бутан специально добавляют в пропан для улучшения качеств последнего. Заправок с пропан-бутановой смесью много по стране. Установка пропановой ГБО дешевле, чем метановой.

Оба типа газов имеют разные требования к системе ГБО. Во-первых – это сам газовый баллон. Метан должен храниться в баллоне под давлением, которое в разы больше, чем для пропана-бутана. Поэтому баллон для метана тяжелее и больше, к тому же к этому газу повышенные требования безопасности. Поэтому автовладельцы больше выбирают пропан-бутановую смесь в качестве топлива.

Примерное давление в баллоне со сжиженным пропаном – от 12 до 16 атмосфер, а с метаном — более 200 атмосфер. Газовый баллоны не заправляют до конца из-за того, что при повышении температуры он расширяется (когда вы заезжаете в тёплое место). В зимний период его заправляют до 80-85%, а в летний – до 75%. Время заправки баллона – не более 5 минут. Также обращу вше внимание, что в летний и зимний периоды пропан-бутан имеет разное процентное соотношение.

За и против установки газа на автомобиль

Все газовые баллоны должны проходить регулярное обслуживание и тарировку.

В обычный газовый баллон может поместиться до 40 л газовой смеси, что сравнимо с объёмом бака легкового автомобиля. Газа же расходуется более 10-20% по сравнению со стандартным топливом, поэтому это экономически выгодно.

Существует 2 вида баллонов. Первый – в форме цилиндра, он вмещает больше газа, но его придётся класть багажник за спинку заднего сидения, что не совсем удобно для хетчбэков и универсалов. Второй – тороидальный, похож на тюбинг для катания. Его можно положить на место запаски, и багажное отделение будет свободным. Останется только решить, куда вы положите запасное колесо. Отмечу, что для ГБО 5 и 6 поколения необходимы иные типы баллонов.

Какие есть преимущества и недостатки газового оборудования?

Плюсы и минусы

Для начала ознакомимся с преимуществами:

  1. Высокая экономия на топливе по сравнению с бензином. Сколько можно сэкономить я написал ниже в статье. Главное условие для экономии – пробег должен быть не менее 10 000 -15 000 км в год.
  2. ДВС, работающий на газе – экологичнее в 3 раза, чем неэтилированный бензин. Газ – это чистое топливо, количество вредных выбросов в атмосферу минимальное. К тому же в голубом топливе нет серы и присадок. Сейчас в Европе уже есть льготы для тех, кто использует авто на газе. А в некоторых районы Европы на бензиновом автомобиле ездить запрещено. Газ уступает по экологичности только электрокарам и автомобилям на водороде.
  3. Отмечается плавность в работе мотора из-за медленного горения газа. Да и к тому же октановое число у газа значительно выше – от 100 до 110, тогда как у бензина максимальное – 98 (АИ-98). Разгон будет плавный, шум от мотора станет тише в 2 раза, пропадут дёргания машины. Также высокое октановое число оказывает высокое сопротивление топлива к взрыву (детонации).
  4. Значительно увеличивается ресурс мотора из-за снижения на него нагрузки (примерно на 30-45%).
  5. Повышается запас хода в 2 раза. Когда газ закончится, авто переключится на бензин. Это защищает водителя от некачественных АЗС, которые находятся далеко от населённых пунктов.
  6. Увеличенный ресурс масла. Поскольку газ не оставляет никакого нагара и отложений на картере ДВС (корпусе), а также в цилиндрах, то и масло долго не стареет при повышенном пробеге, его менять надо реже. Также масляная плёнка с деталей мотора не смывается, что улучшает работу деталей мотора.
  7. Увеличивается ресурс свечей примерно на 40%.
  8. Вероятность взрыва меньше, чем при использовании бензина. Как бы это ни звучало, но это факт. В ГБО имеются различные клапаны и датчики, которые непрерывно обеспечивают безопасность применения. Если будут повреждены трубки с газом, то он сразу же испарится. Например, если произойдёт утечка бензина, то при наличии искры он сразу же вспыхнет.
  9. Безотказность запуска мотора. При поломке бензонасоса, машина с газобаллонным оборудованием сможет завестись. Если это случилось на холоде, то прогрейте редуктор горячей водой и запустите мотор на газе. Этого хватит, чтобы доехать до автосервиса.

Основные преимущества и недостатки ГБО

Какие есть недостатки?

  1. Высокая стоимость установки. Цена зависит от поколения и вида мотора.
  2. Баллоны с газом займут полезную площадь багажника (до 40%) или заменят место под запасное колесо и инструменты. А без запасного колеса ездить за город в наших условиях – рискованное удовольствие.
  3. Необходимо регулярное обслуживание системы из-за возможных утечек газа с заменой газового фильтра и резиновой диафрагмы в редукторе. Причём надо строго придерживаясь рекомендаций производителя. Если произойдёт утечка пропан-бутана, то будет локальный взрыв, а если метан – то машина будет полностью уничтожена.
  4. Сложнее продать автомобиль. Некоторым покупателям не нравится, когда вносятся любые изменения в конструкцию авто. Но можно постараться демонтировать ГБО без следов, либо её тщательно скрыть. Но на это потребуются деньги. Иногда при продаже авто ГБО снимают, чтобы поставить на другое транспортное средство, или чтобы продать систему отдельно. При установке старой системы питания газом на другое авто можно сэкономить до 40% денег.
  5. Проблемы с парковкой. Иногда запрещено ставить авто в подземных парковках из-за того, что газ пропан тяжелее, чем воздух. При сгорании он оседает внизу. А поскольку такие парковки проветриваются реже, то это сильно снижает безопасность. Но вряд ли будут осматривать каждый автомобиль, поэтому многие паркуют машины с ГБО в таких местах, несмотря на запреты. Также по этой причине нельзя оставлять автомобиль с ГБО в гараже со смотровой ямой.
  6. Мало газовых заправочных станций по сравнению с бензиновыми или дизельными. Это связано с высокими требованиями по безопасности, а также проблемой с транспортировкой и хранением газа. Поэтому придётся при любой возможности заправлять машину.
  7. Снижение мощности двигателя до 20%. Не верьте слухам, что ГБО ускоряет автомобиль. При использовании ГБО машина технически не станет быстрей.
  8. На холоде необходимо потратить часть бензина на прогрев редуктора. Только после этого можно переключиться на газ. Если этого не делать, то редуктор быстро выйдет из строя, какой бы он качественный не был. Поэтому в баке всегда должен находиться бензин.
  9. Придётся проходить регистрацию в ГИБДД. Для этого понадобится собрать документы, либо обратиться в фирму, где вам помогут за определённую плату.
  10. Придётся время от времени сливать конденсат из редуктора (на ГБО 4 поколении). На ГБО 5 и 6 поколений это можно не делать.
  11. Повышается вес машины от 20 до 40 кг.
  12. Нельзя завести двигатель на газу при отрицательных температурах.
  13. Придётся часто менять воздушный фильтр.
  14. Если автомобиль на гарантии, то при установке ГБО вы автоматически её лишитесь.
  15. Есть сложности с переделкой машин с турбонаддувом.
  16. Нельзя оформить стоянку автомобиля с ГБО в подземной парковке в своём доме.

Как мы видим, как плюсов, так и минусов хватает. Поэтому каждый решает для себя, стоит ли заморачиваться с установкой ГБО, чтобы сэкономить на топливе.

Тем не менее, продолжим. Расскажу, как пользоваться системой питания газом.

Как пользоваться ГБО

Когда на автомобиль ставят ГБО, то переключатель с газа на бензин выносят на панель приборов. Там есть 3 положения: «бензин», «газ» и «нейтральное положение». Здесь водитель может выбрать, какой клапан закрыть или открывать. При выключенном моторе перекрыты газовый и бензиновый клапаны одновременно. Также если нет искры зажигания, то ГБО перекроет подачу газа в движок.

В морозы следует сначала завести двигатель, включив переключатель на «бензин», а когда мотор редуктор прогреется, то можно перейти на газ. Вообще всегда рекомендуется заводиться на бензине, это поможет прослужить мембранам редуктора дольше.

кнопка на панели управления

ГБО 4 поколения и выше могут при помощи газового ЭБУ управлять впрыском бензина в цилиндры. Здесь мотор сам вычисляет, какое топливо применять в данный момент времени.

Источник https://gbo4auto.ru/raznoe/chto-takoe-gbo.html
Источник https://www.kolesa.ru/article/111-technosphere-propane-2006-12-20
Источник Источник Источник https://motorist.guru/tyuning/gbo-chto-eto-takoe-v-avtomobile.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *