Что такое сгон в сантехнике — размеры и монтаж своими руками

 

Содержание

Металлические сгоны в сантехнике, как соединять трубы

Обустройство любого трубопровода – это задача, требующая определенных знаний, навыков и умений.

Как правило, монтаж магистрали, кроме самих труб, предусматривает специальные дополнительные составные части.

По прошествии определенного промежутка времени, система может выйти из строя, рано или поздно она нуждается в проведении ремонтных работ.

  • Полезные аксессуары
  • Виды сгонов
  • Преимущества применения
  • Особенности монтажа
  • Правила демонтажа

Полезные аксессуары

сгоны для труб размеры

Заменить определенную деталь в целостной конструкции, иногда, бывает очень сложно или даже, практически, невозможно.

Сие сопряжено с целым рядом сложностей (электросварные фитинги для ПНД труб).

Именно по этой причине при обустройстве многих систем используют резьбовые соединения посредством муфт (соединительные для труб ПНД) и сгонов.

Это соединительный фитинг, который представляет собой трубку небольшого размера с резьбой для стыковки пустотелых предметов.

На одном конце длина резьбы, по обыкновению, намного меньше, чем на противоположном.

Так как тот торец, что короче (5-6 ниток) предназначен для муфты, а второй, состоящий из 20 – 30 ниток – для зажимного устройства и контргайки.

Нержавеющий сгон с контргайкой, как правило, используется для объединения двух неподвижных труб, которые нет возможности развернуть.

Также эта деталь может применяться в совокупности с шаровым краном любого сечения (как соединить кран с полипропиленовой трубой написано здесь).

Специалисты отдают предпочтение изделиям с достаточно длинной резьбой.

Потому что при возникновении ситуации, когда нет альтернативы, поместить нужную деталь на участке с пазами, необходимо увеличить промежуток между стыковочными сторонами трубы и сгона.

А это приведет к снижению прочности соединения.

устройство дренажной канавыА что вам известно про устройство дренажной канавы? Прочитайте в полезной статье, как правильно отвести грунтовые воды с приусадебного участка.

Про величину штрафа за скважину на участке написано на этой странице.

Следует знать, что данная соединительная деталь, в большинстве случаев, используется для систем водопровода (видео, как соединить трубы ПНД без сварки, посмотрите здесь).

Поэтому она должна обладать хорошей защитой от коррозии.

Виды сгонов

  • Никелированные.
    Благодаря гальваническому покрытию слоем никеля, они имеют привлекательный внешний вид и по этой причине их применяют при монтаже труб отопления, водопровода и газопровода.

Стоят такие фитинги намного дороже своих аналогов.
Оцинкованные.
Предназначаются для сопряжения труб в системах, работающих в неагрессивных средах.

Оцинкованные сгоны в комплекте с муфтой и контргайкой применяются не только при прокладке магистралей и при установке отопительных систем, но и при обустройстве вентилей, спускных кранов, приборов учета и контроля.
Стальные.
Их изготавливают из:

  • обычной,
  • оцинкованной,
  • нержавеющей стали (про качественные полотенцесушители водяные написано на этой странице).

Сгоны оцинковывают с одной целью — для увеличения стойкости детали к процессу ржавления.
А это способствует продлению срока службы резьбового соединения.

Данные устройства используются на трубопроводах, которые укладываются в грунт и где рабочей средой является пар, вода и газ.

Чтобы защитить детали от коррозии, их покрывают специальным составом. Кроме стали, в качестве материала может быть применена медь, чугун и бронза.

Материал и конструкция изделия могут воздействовать на химический состав и температуру рабочей среды.

сгоны для труб цена

Применяя сгоны из различных вариативных материалов, можно достичь предопределенных свойств (например, сопротивляемость к ржавлению).

К примеру, медные детали, практически, не реагируют на изменение температурного режима и на воздействие ультрафиолетовых лучей.

Длительнее всего служат соединители из нержавеющей стали, в три раза дольше, чем детали из углеродистой стали и в два раза больше, чем из оцинкованной.

ГОСТ сгонов:

  • длина изделия- 110, 130, 150 мм,
  • внутренний диаметр – 15, 32, 50 мм,
  • расстояние длинного участка с пазами- 40, 55, 65 мм,
  • расстояние короткого резьбового участка – 9, 13, 17 мм.

Кроме вышеперечисленных размеров, еще могут быть и промежуточные параметры.

Запомните! Подбирать соединительные детали нужно только в строгом соответствии с диаметром труб.

полимерно песчаный колодец ценаА вам известна цена на полимерно- песчаный колодец? Прочитайте в полезной статье краткий обзор оборудования для сбора канализационных стоков.

Какой лучше купить сифон для кухни для двойной раковины написано здесь.

На странице: Источник Источник Источник https://ru-canalizator.com/vodosnabzhenie/oborudovanie/batarei-otoplenija.html написано про установку батареи отопления в частном доме своими руками.

Условно все сгоны можно разделить на следующие виды:

  • Короткие
  • Длинные.
  • Компенсирующие.

Компенсирующие сгоны с длинными пазами используются при подключении труб к сантехническим приборам или батареям отопления (какие радиаторы лучше для квартиры) для того, чтобы исключить отклонение по длине подводки, которая, возможно, была допущена при изготовлении на производстве.

Преимущества применения

Главным образом выделяют такие положительные моменты от использования сгонов:

  • Конструкция, выполненная таким образом, позволяет осуществлять стыковку составных частей трубопровода довольно просто и при этом очень надежно.
  • Контакт деталей получается разборным, а это значительно упрощает процесс чистки труб и ремонтные работы по замене вышедшего из строя участка.
  • Для монтажа нет необходимости использовать специальное оборудование и приглашать мастеров.
    Весь процесс можно сделать своими руками (о правилах технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения прочитайте здесь).
    Главное – соблюдать рекомендации по установке и последовательность своих действий.

Что касается недостатков, хочется сказать следующее:

  • при неумелом обращении с контргайкой может образоваться течь.

соединение труб сгоном

Но, это не является «минусом» самого изделия, а скорее всего монтажа.

Поэтому изъян, такого рода, является следствием неумелого обращения с механизмами.

Выбирая изделия, необходимо разбираться в обозначениях.

Раньше производители наносили маркировку в дюймах.

На данный момент все чаще используют метрическую систему исчисления.

При выборе нужно обращать внимание на цену изделий. Данный параметр будет напрямую влиять на стоимость работы в целом.

[note]Купить сгоны можно по различной цене. Многое будет зависеть от величины условного диаметра и материала, из которого изготовлена деталь.[/note]

При желании, можно приобрести устройства в комплекте с другими элементами (муфты, гайки).

Особенности монтажа

Сгоны располагают в нужном месте, при этом используя специальные муфты.

На арматуру или крепежный элемент прикручивается сгон, стороной, с короткими пазами. В процессе, нужно использовать уплотнительную ленту, пасту или лен.

На противоположную сторону накручивается обжимное кольцо и гайка для стыковки с концом трубы с укороченной нарезкой, на которую заблаговременно намотана конопля, ФУМ – лента или специальная паста (как соединить ПВХ трубу с металлической написано в этой статье).

Вращательными движениями муфту наворачиваем на конец пустотелого предмета, соединяя ее со сгоном.

как приварить сгон к трубе отопления

Для того, чтобы гайку хорошо поджать к связующему элементу, делянку между муфтой и гайкой, нужно обмотать паклей.

Если сгон нужно использовать в совокупности с шаровым краном, тогда деталь крепится на конце крана.

Такое решение значительно упрощает задачу демонтажа нужного вам сегмента, а с этим сможет справиться даже не опытный домашний мастер.

Чаще всего демонтаж нужно производить для очищения системы от окалины и накопившейся ржавчины.

Запомните! Чем точнее будут совпадать оси деталей, тем проще вы сможете выполнить соединение.

Правила демонтажа

Для того, чтобы защитить водопроводную и канализационную систему от ржавчины, трубы принято покрывать краской.

Безусловно, это продлевает срок службы трубопровода, но после такой процедуры очень сложно демонтировать резьбовые соединения.

Поэтому, специалисты рекомендуют участки, на которых имеются пазы, окрашивать не более одного раза. А при разборке их необходимо смазывать консистентным жиром.

Если на участок конструкции, где есть соединительные элементы, нанесено несколько слоев краски, ее нужно снять с помощью ножа, отвертки или другого приспособления или сжечь паяльной лампой.

монтаж сгона

Насколько трудная вам предстоит работа, будет зависеть от материала, из которого изготовлены соединительные детали.

Для раскрутки стальных муфт не стоит использовать гаечный ключ.

Для этих целей подойдет рычажный трубный ключ.

Газовая горелка или паяльная лампа поможет справиться с разборкой трубопровода.

Во время ремонта или устройства водопровода в частном доме своими руками (прочитайте здесь), конец трубы, который нагревают, следует, периодически, прокручивать, чтобы уплотнение равномерно прогорело со всех сторон.

[note]Перед покупкой сгона, уточняйте, из какого материала он сделан. Он должен оптимально подходить для использования в нужных вам условиях.[/note]

Посмотрите в видеоролике, как выглядит труба на сгоне и как его вмонтировать в трубопровод.

Сгоны для труб: характеристики и способы соединения

Сгоны для труб – это соединительный фитинг, изготовленный в виде отреза трубы с резьбой на концах. Для удобства монтажа резьба на сгоне различается по длине и размерам. Сгоны могут быть использованы при строительстве водопроводов, газопроводов, отопительных и канализационных систем. Как самостоятельно подобрать наиболее оптимальное для конкретной ситуации устройство и произвести его монтаж, читайте далее.

Соединительный фитинг для трубопровода

Соединительный фитинг для трубопровода

Как подобрать сгон

При выборе сгона требуется учитывать:

  • вид соединительного фитинга;
  • материал изготовления фитинга;
  • технические параметры.

Разновидности сгонов

Произвести классификацию сгонов можно по следующим признакам:

  1. в зависимости от конструктивного исполнения различают:
  • прямой сгон, предназначенный для монтажа на ровном участке магистрали (рисунок выше);
  • угловой сгон, предназначенный для участков с необходимостью смены направления трубопроводной системы;

Фитинг для смены направления магистрали

Фитинг для смены направления магистрали

  1. в зависимости от сферы применения различают:
  • компенсирующие сгоны. В большинстве случаев такие устройства устанавливаются в местах подключения сантехнического или газового оборудования, радиаторов отопления, так как позволяют компенсировать отклонение труб в пределах 5 см;
  • короткие и длинные сгоны, применяющиеся для подключения иного оборудования трубопроводной системы.

Разновидности сгонов для трубопровода

Разновидности сгонов для трубопровода

Многие, особенно начинающие сантехники, причисляют к разновидностям сгонов такие фитинги, как бочата и резьбы. Однако данное утверждение ошибочно.

Бочонок представляет собой отрез трубы с резьбой на концах. В отличие от сгона на трубу с обеих сторон наносится одинаковая по длине и размерам резьба. Предназначается такое устройство для соединения труб без сварки.

Фитинг для соединения труб между собой

Фитинг для соединения труб между собой

Резьба – это фитинг, изготовленный из отреза трубы с резьбой на одном конце. Устройство применяется для присоединения иных видов резьбовых фитингов в водопроводную, газопроводную или отопительную систему.

Устройство для монтажа резьбовых фитингов

Устройство для монтажа резьбовых фитингов

Подбор материала изготовления

Для изготовления сгонов используются такие материалы, как:

  • углеродистая сталь. Стальные фитинги отличается невысокой стоимостью и большим запасом прочности. Однако из-за сильной подверженности коррозии их монтаж производится преимущественно на системы газоснабжения;
  • оцинкованная сталь. Такие фитинги не подвержены образованию коррозийного налета, поэтому могут применяться в системах водоснабжения, в том числе и питьевого водопровода и отопления, а также на иных трубопроводах в местах возможного воздействия атмосферных осадков;
  • нержавеющая сталь. В отличие от оцинкованных фитинги из нержавеющей стали отличаются большей стоимостью и преимущественно предназначаются для питьевых водопроводных систем, а также для соединения труб в земле;
  • латунь. В настоящее время из-за высокой стоимости практически не используется.

Латунный сгон для трубопроводов

Латунный сгон для трубопроводов

Определение технических параметров

Металлические сгоны изготавливаются в соответствии с ГОСТ 8969-2010. При подборе параметров следует учитывать:

  • вид резьбы. Сгоны могут быть с левой резьбой или с правой, с внутренней резьбой или с внешней резьбой. Подбор данного параметра осуществляется на основании данных оборудования, которое требуется подключить при помощи фитинга;
  • условный проход фитинга в соответствии с диаметром трубопроводной магистрали;
  • размер нанесенной на фитинг резьбы.

Стандартные размеры металлических сгонов в соответствии с ГОСТ

Стандартные размеры металлических сгонов в соответствии с ГОСТ

Самостоятельное изготовление сгона

При необходимости изготовить сгон нужных размеров можно самостоятельно. Для выполнения работы потребуются:

  • металлическая стальная труба – отрез трубы соответствующей длины;
  • столярные тиски для облегчения работы;
  • оборудование для нарезки резьбы: плашка с плашкодержателем для внешней резьбы или метчик для нанесения внутренней резьбы;
  • напильник (предназначается для снятия фаски);
  • болгарка (ножовка по металлу) для резки, если потребуется отрезать часть трубы для заготовки сгона;
  • смазка.

Работа выполняется в следующем порядке:

  1. при помощи болгарки или ножовки отрезается заготовка для сгона соответствующей длины;

Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона

Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона

  1. с концов подготовленного отреза снимается фаска;
  2. края обрабатываются смазкой для облегчения нарезки резьбы;
  3. сгон зажимается тисками;
  4. выбранным оборудованием нарезается резьба. Короткая часть резьбы должна составлять не менее 5 ниток, а длинная – 20 ниток. При необходимости длинная часть может быть увеличена до 30 ниток.

Нарезка резьбы на сгоне

Нарезка резьбы на сгоне

При самостоятельном изготовлении сгона нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты мастера. Рекомендуется использовать перчатки и защитную маску при резке труб.

Установка сгонов

Основными преимуществами установки сгонов являются:

  • простота монтажа. Соединение труб сгоном не требует для выполнения сварочного аппарата и навыков работы с ним. Работа может быть выполнена начинающим мастером;
  • невысокая стоимость;
  • получение разъемного соединения;
  • возможность проведения ремонта без отключения всей трубопроводной магистрали.

Места размещения фитингов

Сгоны рекомендуется устанавливать:

  • после кранов и/или вентилей, что позволит отключить последующий участок трубопроводной системы для выполнения ремонтных или профилактических работ;
  • на центральных стояках какой-либо системы;
  • при подключении оборудования (радиаторов отопления, котлов, приборов индивидуального учета и так далее);
  • на подводках стационарного типа.

Места, где требуется монтаж сгона

Места, где требуется монтаж сгона

Установка фитинга

Для монтажа трубопровода потребуется приобрести сгон с муфтой и контргайкой (стандартный комплект фитинга).

Комплект фитинга «Сгон»

Комплект фитинга «Сгон»

Соединение сгонов муфтой производится по следующей схеме:

  1. на конец сгона с длинной резьбой устанавливается контргайка, а затем накручивается соединительная муфта;
  2. соединяются участки трубопроводной системы;
  3. муфта плавно перемещается на короткий участок резьбы до упора («заклинивания», как готовят профессиональные сантехники);
  4. длинный участок резьбы герметизируется любым способом: можно использовать обычную льняную нить с дополнительной фиксацией краской или специальным составом; можно специализированные средства, такие как ФУМ-лента, нить Тангит Унилок и так далее;

Варианты уплотнения резьбового соединения

Варианты уплотнения резьбового соединения

  1. муфта закрепляется контргайкой;
  2. все элементы соединения в сборе фиксируются при помощи газового ключа;

Последовательность сборки трубопровода при помощи сгонов

Последовательность сборки трубопровода при помощи сгонов

  1. проверяется герметичность полученного соединения. При наличии течи через фитинг рекомендуется увеличить количество герметизирующего материала и плотнее затянуть гайку.

Что такое сгон и как его установить, смотрите на видео.

Стандартные сгоны могут быть установлены на трубопроводные системы при соблюдении следующих условий:

  • максимальное давление внутри магистрали не превышает показателя в 16 атмосфер;
  • максимальная температура рабочей среды – 175°С.

При необходимости установки сгонов на системы с иными параметрами требуется изготовление сгонов по индивидуальным параметрам.

Сгоны для труб как одна из разновидностей фитингов для монтажа трубопроводов

Какие сгоны для труб наиболее эффективны и надёжны – виды и особенности

Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта.

Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов.

Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.

Что такое муфта

Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.

Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту.

Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.

Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка.

По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.

Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно.

Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.

Что такое сгоны

Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.

Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.

Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.

Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:

  • Никелированные. Данные сгоны придают трубопроводу более красивый вид, поэтому чаще всего используются в жилых помещениях. Однако они более дорогие по сравнению с обычными стальными деталями.
  • Оцинкованные. Применяются на открытых участках, где на трубопровод будут оказывать влияние атмосферные явления.
  • Стальные. Используются для трубопроводов, укладываемых в грунт. Чтобы предотвратить образование коррозии осуществляется их покраска.

Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:

  • 150×50×65×17 мм, где первое значение длина, второе – внутренний диаметр, третье – длина одного резьбового участка, последнее – длина другого резьбового участка;
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм.

Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.

Технология сборки трубопровода

Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Сначала на трубу следует накрутить муфту.
  • Затем сгон стороной с короткой резьбой вкручивается в муфту (иногда его соединяют напрямую). Детали следует закручивать до упора, тогда соединение получится надежным.
  • На длинную сторону сгона накручивается контргайка.
  • Следом за ней идет соединительный фитинг.
  • Потом конец сгона прикладывается к трубе и свинчивается муфта, таким образом, чтобы она перешла на трубу. Соединение будет проще выполнить, в случае максимального совпадения осей деталей.
  • Затем фитинг необходимо застопорить контргайкой. Для этого ее следует подкрутить к муфте, чтобы между деталями было расстояние в 2-3 см. Это пространство необходимо заполнить прядями льна. Их следует наматывать по направлению вращения гайки. Затем контргайку следует закрутить до упора. Это необходимо делать для уплотнения соединения и предотвращения протечек воды через него. Для накручивания контргайки следует использовать гаечный ключ, поскольку ее грани узкие.

Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.

Рекомендации по демонтажу

Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.

Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.

Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.

Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.

Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.

Заключение

Итак, мы выяснили, что это – сгон на трубопроводе и муфта. С применением данных деталей создается разборное соединение трубопровода. Применение сгона обеспечивает возможность демонтажа некоторого участка системы без необходимости разбора трубопровода целиком в случае проведения ремонтных работ.

Какие сгоны для сантехнических труб самые надежные?

Для сборки и разветвления трубопроводов, предназначенных для разных целей, в сантехнике применяются различные соединительные заготовки. Важную роль в списке этих деталей выполняют соединительные фитинги – муфты и сгоны.

Как и у других элементов для труб, у них есть собственные условия использования, отличительные особенности и технические характеристики. Разберем, что такое сгон для трубопровода, какие виды есть, как его применять для соединения труб.

Что такое сгон для монтажа трубопровода?

Сгон представляет собой соединительную сантехническую заготовку, предназначенную для состыковки труб при прокладке системы коммуникаций. От этой детали зависит надежность и единство огромной системы. Кроме того, фитинги во многом облегчают процесс объединения отдельных узлов в целостный трубопровод.

Сантехники, упоминая сгон для труб стальной, имеют в виду:

  1. Патрубок с короткой резьбой на 5 витков с одного конца и длинной резьбой на 20 и больше витков с другой стороны.
  2. Длинную резьбу, которая нарезана на подводке к коммуникационному оборудованию.

Данный соединительный фитинг дает возможность демонтажа определенного участка трубопровода в той области, где стыкуются неповоротные элементы. А вот использовать сгон в месте, где заготовку можно вывинтить из муфты, не стоит, поскольку это повышает вероятность возникновения течи на участке с большим количеством резьбовых сочетаний.

Стоит сказать и о муфтовом соединении. Это сантехническая заготовка с одинаковым размером наружного и внутреннего диаметра трубы. У муфты с двух сторон резьба внутренняя, что требует того, чтобы резьбовая нарезка на приборе была два раза короче. В этом случае можно вкрутить в фитинг трубы с двух сторон на равное расстояние.

Таким образом, сгон – это сантехнический фитинг в виде короткой трубки с короткой резьбой на одном конце и с длинной резьбой – на другом. На него навинчивается целиком муфта и контргайка.

При этом специалисты рекомендуют выбирать сгоны с наиболее длинной резьбовой нарезкой, чтобы все детали поместились на ней. В противном случае расстояние между сгоном и концами трубопровода придется увеличить, а это значительно снизит прочность и надежность такого соединения.

Где чаще всего применяются сгоны:

  1. На подводке к батареям системы отопления, прежде всего, к чугунным радиаторам старого образца.
  2. На стальных подводках, водопроводных и отопительных стояках после вентилей, что позволяет легко заменить трубу или снять ее для чистки или ремонта.
  3. На жесткой подводке к кухонным смесителям советского периода — «елочка».

Так как этот фитинг, как правило, используется для прокладки водопроводной сети, то металлический сгон нужно периодически обрабатывать средствами против коррозии.

Какие преимущества дает соединение труб сгонами?

У соединения неподвижной коммуникационной системы сгонами имеется множество достоинств:

  • при монтажных работах можно отказаться от использования специального прибора для сварки металлических труб;
  • собрать все детали воедино может любой хозяин без специального образования и квалификации по монтажу;
  • легко соблюдать технологические рекомендации по сочленению различных трубных элементов;
  • прочная и надежная состыковка заготовок и трубок без сварочного аппарата;
  • при монтаже создается разборный блок для простоты проведения ремонтных работ и замены основных элементов участка.

Специалисты отмечают и один важный недостаток – возможное появление течи в случае негерметичного сочленения при помощи контргайки.

Важно! Главное условие надежного соединения – точное соответствие габаритов всех элементов, поэтому параметры труб в месте сочленения очень важны. Сантехники рекомендуют следить за тем, чтобы сгон был немного длиннее разрыва.

Какие виды соединительных фитингов бывают?

По металлу изготовления трубопроводные сгоны специалисты разделяют на изделия из:

  1. Никеля. Такие изделия делают соединения более привлекательными с эстетической точки зрения, поэтому, как правило, применяются в жилых помещениях.
  2. Стали. Устанавливаются в трубопровод, который укладывается в грунт. Чтобы защитить соединения от коррозии, их перед погружением в грунт, окрашивают.
  3. Оцинкованные. Часто используются на открытых участках трубопровода, который подвержен влиянию различных атмосферных явлений.

Госстандарт определил следующие разновидности размеров соединительных заготовок:

  • 150×50×65×17 мм,
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм; где:

первый параметр – длина, второй — внутренний диаметр, третий — длина одной резьбовой области, последний – длина другой резьбовой области.

Сантехники разделяют сгоны также на следующие разновидности:

  • компенсирующие;
  • короткие;
  • длинные.

Габариты фитингов всегда должны соответствовать диаметру трубопровода, в который они монтируются. Для этого используются такие номинальные размеры:

  • ДУ15 (½ дюйма);
  • ДУ 20 (¾ дюйма);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 ¼ дюйма);
  • ДУ 40 (1 ½ дюйма);
  • ДУ 50 (2 дюйма).

Помимо этого, выпускаются детали с другими промежуточными величинами, поэтому соединительные элементы стоит выбирать, учитывая размеры труб.

Как сделать сгон своими руками?

К сожалению, на практике часто случается так, что длина фитингов на стояках и подводках разнится от стандартных габаритов, поэтому приходится несколько раз перемерять и подбирать детали в каждом конкретном случае отдельно.

Если не удается отыскать сгон нужного размера, то его можно сделать своими руками. Для этого нужны:

  • водогазопроводная труба;
  • тиски;
  • плашка с держателем;
  • напильник для снятия фасок;
  • болгарка или ножовка по металлу;
  • любое масло для смазки.

Инструкция по самостоятельному изготовлению металлического сгона:

  1. Отрезать по длине трубу.
  2. Снять наружные фаски при помощи напильника с обеих сторон.
  3. Зажать в тиски отрезок трубки.
  4. Смазать трубу маслом, чтобы уменьшить усилие при нарезке резьбы.
  5. Надеть плашку направляющей рамкой на трубу и максимально прижать их друг к другу.
  6. Одновременно поворачивать рамку по часовой стрелке. Прекратить прижимать плашку можно только после нарезки двух витков;
  7. На участке короткой резьбы нарезается пять ниток, а на длинном участке – двадцать.

После того, как будет сделан заход, можно перевернуть плашку, чтобы сделать ее износ равномерным.

Как правильно собрать трубопровод?

Чтобы соединить трубопроводную систему, нужно поэтапно сделать несколько простых действий:

  1. Прежде всего, нужно накрутить муфтовое соединение на участок трубки.
  2. После этого, короткую сторону сгона нужно до упора вкрутить в муфту, чтобы соединение было прочным.
  3. На длинный участок сгона необходимо накрутить контргайку.
  4. Затем прикручивается соединительный фитинг.
  5. К трубе приложить конец сгона и подкрутить муфту так, чтобы она закрепилась на трубке.
  6. Потом нужно закрепить фитинг при помощи контргайки, подкрутив ее к муфте таким образом, чтобы между заготовками оставалось расстояние около 2,5-3см.
  7. Детали необходимо накручивать по направлению вращения контргайки, которую следует при помощи гаечного ключа завинтить до упора, чтобы уплотнить соединение и предупредить протечку в этом месте.

Чтобы сделать стыки всех элементов герметичными, на резьбу наматывают ФУМ-ленту.

Как демонтировать резьбовые соединения?

Чтобы защитить газо- или водопровод от коррозии металла, его красят, увеличивая тем самым срок его эксплуатации. Но после покрасочных работ демонтировать резьбовые соединения весьма затруднительно. Поэтому специалисты рекомендуют не окрашивать фитинги многократно, одного раза вполне достаточно.

Если соединительные детали подверглись многократной покраске, то перед демонтажными работами нужно удалить краску при помощи ножа или паяльной лампы.

Затем разбираемый участок трубопровода нужно смазать консистентным жиром, чтоб сделать процесс разбора более легким.

На сложность разборки влияет материал изготовления заготовок. К примеру, чугунные элементы, накрученные на стальной трубопровод, легко открутить обычным гаечным ключом. А вот стальную муфту практически невозможно им раскрутить. Для этого нужно нагреть соединение паяльной лампой или газовой горелкой в течение 20-50 минут, в зависимости от диаметра трубок и фитингов.

Таким образом, при использовании муфт и сгонов можно создать сборно-разборное соединение участка трубопроводной магистрали, что в случае необходимости проведения ремонтных работ позволяет демонтировать определенную часть системы, не разбирая трубопровод полностью.

Сгоны для труб — фитинги для быстрой разборки трубопровода

В этой статье я хочу познакомить читателя с одним из простейших фитингов для монтажа стальных водопроводов — сгоном. Мы выясним, что это такое и узнаем, как и где монтируется сгон. Кроме того, нам предстоит познакомиться с типичными проблемами соединений со сгонами и способами их устранения.

Разрешите представить героя этой статьи.

Первое знакомство

Среди сантехников сгоном называют:

  • Патрубок с короткой (5 ниток) трубной резьбой на одном конце и длинной (не менее 20 ниток) на другом;
  • Длинную резьбу, нарезанную на подводке к сантехническому прибору.

Сгон позволяет разобрать участок трубопровода в местах, где соединяются неповоротные детали. Его применение там, где деталь можно вывернуть из муфтового фитинга, нецелесообразно: чем больше резьбовых соединений, тем больше вероятность появления течей.

Размеры сгонов для труб всегда соответствуют размеру трубопровода, в который он устанавливается. При монтаже водопроводов и отопления применяются следующие номинальные размеры:

  • ДУ15 (1/2 дюйма);
  • ДУ 20 (3/4 дюйма);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 1/4 дюйма);
  • ДУ 40 (1 1/2 дюйма);
  • ДУ 50 (2 дюйма).

Максимальный размер — ДУ50.

Трубопроводы больших диаметров там, где соединение нужно сделать разборным, монтируются на фланцах.

Стандартные длины фитингов прописаны в ГОСТ6357-73:

ДУДлина, мм
15110
20110
25130
32130
40150
50160

Увы, на практике длины сгонов на подводках и стояках часто отличаются от стандартных. В каждом конкретном случае их нужно замерять и подбирать изделие нужной длины.

Изготовление

Что делать, если найти сгон подходящего размера в продаже не удалось?

Разумеется, изготовить его самостоятельно. Для этого понадобятся:

ВГП трубы ГОСТ 3262-75 производятся легкими, обыкновенными и усиленными. Разница — в толщине стенок: для условного прохода ДУ15 она составляет 2,5, 2,8 и 3,2 мм соответственно. Для наших целей лучше взять усиленную трубу, иначе толщина стенок на впадинах резьбы будет опасно малой.

Толщина стенок у разных типов ВГП труб.

Плашка в рамке — держателе.

  • Тиски;
  • Болгарка или ножовка для резки трубы;
  • Напильник для снятия фасок;
  • Любое масло (веретенка, солярка, моторная отработка, масло для швейных машин и т.д.).

Вот как выглядит процесс изготовления сгона по собственным размерам:

  1. Труба отрезается по длине;
  2. С обеих сторон напильником снимаются наружные фаски;
  3. Труба зажимается в тиски;
  4. Ее поверхность смазывается. Масло уменьшит необходимое для нарезки усилие и избавит поверхность от задиров металла;
  5. Плашка надевается на трубу направляющей рамкой и прижимается к ней с максимальным усилием; одновременно рамка поворачивается по часовой стрелке. Прижимать плашку можно прекратить лишь после нарезки первых двух ниток;
  6. Со стороны короткой резьбы нарезается пять ниток, со стороны длинной — 20.

После того, как заход сделан, плашку можно перевернуть. Этим мы компенсируем неравномерность ее износа.

Применение

Примеры

Где можно встретить сгоны?

  • После вентилей на стальных подводках, стояках водоснабжения и отопления. Они обеспечивают возможность замены запорной арматуры при ее неисправности. Кроме того, благодаря сгону трубу можно вскрыть для прочистки (увы, стальные трубы за десятилетия эксплуатации зарастают ржавчиной и известковыми отложениями);
  • На подводках к отопительным приборам. Прежде всего — к уже упоминавшимся чугунным батареям: современные радиаторы чаще монтируют на других быстроразъемных фитингах — американках;

Сгоны на подводках к чугунному радиатору.

  • На жестких подводках к смесителям — «елочкам» (кухонным смесителям старого образца).

Монтаж

Вот инструкция по монтажу сгона на примере подводки водоснабжения после вентиля.

  1. Длина фитинга подбирается таким образом, чтобы он был на 3 — 5 мм короче просвета в трубе с учетом резьбы в корпусе вентиля;
  2. На длинную резьбу сгона последовательно наворачиваются контргайка и муфта;
  3. Короткая резьба подматывается по ходу резьбы;

Я использую в качестве подмотки герметизирующую нить Тангит Унилок или сантехнический лен с обязательной пропиткой любой краской или лаком . Пропитка не даст органическому волокну загнить на холодной вожде и выгореть на ГВС или отоплении.

На фото — нить-герметик Тангит Унилок.

  1. Подводка оттягивается или отжимается на пару сантиметров вбок, и сгон вкручивается в резьбу вентиля. Вначале — своими руками, без инструмента, потом он подтягивается газовым ключом. Корпус вентиля желательно удерживать вторым ключом, не давая ему провернуться: новое положение барашка или рукоятки может оказаться неудобным, а обратный ход резьбы с большой вероятностью заставит ее дать течь;
  2. Короткая резьба на подводке после вентиля подматывается, после чего на нее сгоняется муфта с длинной резьбы;

Капитан Очевидность подсказывает: термин «сгон» произошел именно отсюда.

  1. Контргайка сгоняется по резьбе вслед за муфтой, пока между ними не останется 3-4 нитки резьбы;
  2. В просвет по ходу резьбы укладывается подмотка, после чего контргайка затягивается.

Порядок сборки соединения. 1-сгон, 2-подводка, 3-муфта, 4 — контргайка.

Маленькая хитрость: установив вместо муфты тройник, можно получить дополнительный отвод ХВС или ГВС (например, для подключения стиральной или посудомоечной машины).

Проблемы и решения

Вот описание нескольких типичных проблем соединений на сгонах и способов их решения.

Течь контргайки на подводке водоснабжения

Причиной течи чаще всего становится сгнившая или выгоревшая подмотка.

Сантехнический лен без пропитки нестоек к влаге и высоким температурам.

В качестве пропитки можно использовать любые быстросохнущие лаки и краски.

Неисправность устраняется так:

  1. Перекрываем вентиль на соответствующей воде;
  2. Открываем кран, чтобы убедиться в работоспособности вентиля и сбросить избыточное давление в подводке;
  3. Удерживая сгон от проворота одним газовым ключом, вторым отворачиваем контргайку на 3-4 оборота;
  4. Удаляем из просвета между контргайкой и муфтой старую подмотку и накручиваем прядку новой;
  5. Затягиваем контргайку и проверяем подводку под давлением.

Течь контргайки на подводке к радиатору

Помимо выгорания подмотки, здесь добавляется еще пара вероятных причин неисправности:

  • Подвижность радиатора или подводки к нему. Именно поэтому столь часто текут батареи в подъездах, где их часто задевают или используют вместо скамеек в процессе дружеского общения;
  • Отклонение оси резьбы в контргайке от перпендикуляра к ее плоскости. В этом случае любая подмотка даст течь через 2 — 4 недели эксплуатации.

Течь контргайки на подводке к радиатору. Сгон использован в качестве перемычки.

Перемотка контргайки выполняется так же, как на подводке водоснабжения, но с одной оговоркой: стояк отопления должен быть надежно отключен. Сбрасывать его не обязательно — в этом случае вам придется повторно стравливать воздух на верхнем этаже, а вот перекрыть вентиля на стояке абсолютно необходимо. Иначе вы рискуете затопить квартиру и получить серьезные ожоги.

Замена контргайки на фитинг с правильно нарезанной резьбой несколько сложнее.

Если вскоре после перемотки контргайка потекла снова — ее нужно менять.

  1. Сбрасываем парные стояки отопления;

Я говорю о наиболее распространенной схеме с нижним розливом отопления. В домах с верхним розливом отключается и сбрасывается один стояк. Вентиля и сбросы находятся в подвале и на чердаке.

Нижний розлив: подача и обратка отопления находятся в подвале, стояки соединяются попарно перемычками на верхнем этаже.

  1. Сгоняем контргайку по резьбе;
  2. Очищаем резьбу от остатков подмотки;
  3. Выкручиваем и сгоняем по резьбе радиаторную пробку. На радиаторах с односторонним боковым подключением резьба в проходных пробках всегда обычная, правая. Чтобы отвернуть ее, понадобится газовый ключ №3 — №4;
  4. Вынимаем подводку из радиатора. Если разбирается нижняя подводка, вам придется снять сам радиатор с крепления и сместить его по направлению от стояка. Верхняя подводка обычно извлекается из батареи за счет гибкости трубы стояка;

В некоторых случаях приходится отсоединить обе подводки.

  1. Сгоняем пробку и контргайку по длинной резьбе сгона;
  2. Меняем контргайку на новую;
  3. Собираем подводку в обратном порядке. Для подмотки радиаторной пробки используйте лен с краской: полимерной нити на нее уйдет слишком много;
  4. Запускаем стояк отопления;

Стравливаем воздух на верхнем этаже (в случае нижнего розлива) или в расширительном бачке на чердаке (для дома верхнего розлива).

Кран Маевского на радиаторе в квартире верхнего этажа.

Течь по резьбе

Длинная резьба сгона — наиболее уязвимое место стальных подводок водоснабжения и отопления. В абсолютном большинстве случаев первые течи при длительной эксплуатации трубопровода появляются именно на ней. Причины две:

  • На впадинах резьбы стенки трубы имеют минимальную толщину;
  • Разборка сгона неизбежно нарушает лакокрасочное покрытие, защищающее сталь от коррозии.

При течи по резьбе сгон меняется.

Сгон с проржавевшей резьбой подлежит немедленной замене.

Решить проблему коррозии раз и навсегда поможет установка латунного сгона. Готовые изделия наиболее ходовых размеров можно найти в любом магазине сантехники. Их цена в 3-4 раза выше, чем у стальных, но разница с лихвой покрывается практически неограниченным сроком службы.

Латунный сгон не ржавеет и не зарастает отложениями. Стоимость при диаметре 1/2 дюйма — около 130 рублей.

Заключение

Будем считать наше знакомство с одним из старейших фитингов для стальных труб состоявшимся. Как всегда, дополнительные материалы можно изучить, просмотрев видео в этой статье. Жду ваших дополнений и комментариев. Успехов, камрады!

31 июля 2016г. Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора – добавьте комментарий или скажите спасибо!

Муфты и сгоны для труб – изюминки и использование

Любой трубопровод непременно испытывает недостаток в ремонте. В цельных системах замена каких-либо отдельных деталей связана с рядом сложностей, исходя из этого во многих системах используют резьбовые соединения при помощи муфт и сгонов. В данной статье мы рассмотрим, что это такое, чем отличаются эти детали друг от друга и как выполняется монтаж трубопровода с их помощью.

Муфта

Неспециализированные сведения

Муфта представляет собой соединительный фитинг, внутренний диаметр которого равняется наружному диаметру труб. На обоих концах детали имеется внутренняя резьба, в которую вкручиваются трубы. Протяженность резьбы труб наряду с этим два раза меньше фитинга, что разрешает вкручивать их на однообразную глубину.

Особенности муфтового соединения

Дабы верно выполнить своими руками соединение конструкции при помощи данного фитинга, нужно ознакомиться с его спецификой. В случае если пристально рассмотреть резьбу на трубе, то окажется, что последние витки имеют меньшую глубину на участке, где резьба переходит в гладкую поверхность. Эти витки называются сбегом, который заклинивает соединительный фитинга.

Так, деталь накручивается на сбег и стопорится, по окончании чего в нее вкручивается вторая труба. В случае если окажется, что резьбовой участок трубы дольше, чем свободное пространство фитинга, сбег окажется за его пределами, в следствии чего заклинивания не случится, и вода потечем по каналам резьбы наружу.

Исходя из этого по окончании монтажа труб, между ними должно оставаться несколько витков. Это правило нужно выполнять при независимой нарезке резьбы.

Не обращая внимания на то, что муфтовый монтаж есть разборным, заменить какой-либо отдельный участок трубопровода, не разобрав всю систему, не окажется. Дабы упростить эту задачу, на отдельных участках конструкции устанавливают сгоны, устройство которых мы рассмотрим ниже.

Сгоны

Неспециализированные сведения

Сгон так же представляет собой соединительный фитинг, который, по сути, есть коротенькой трубкой. С одной стороны деталь имеет маленькую резьбу для соединения с фитингом. На другом ее конце имеется долгая резьба, на которой помещается контргайка и всецело муфта для соединения труб.

Нужно дабы изделие имело достаточно долгую резьбу, поскольку , если детали не помещаются на участке с резьбой, нужно будет увеличивать расстояние между соединенными торцами трубы и сгона, что уменьшит прочность соединения.

Нужно заявить, что данный соединительный элемент значительно чаще используется для водопроводов. По данной причине он испытывает недостаток в хорошей антикоррозионной защите. Наиболее распространенными являются следующие виды сгонов:

НикелированныеЗначительно чаще используются в жилых помещениях, дабы придать трубопроводу более эстетичный вид. Само собой разумеется, цена таких фитингов более высокая, чем простых стальных.
ОцинкованныеПрименяют на участках, где система подвергается действию атмосферных явлений.
СтальныеЗначительно чаще используют для трубопроводов, каковые укладываются в землю. Для защиты от коррозии делают их покраску.

В соответствии с ГОСТ6357-73 размеры сгонов для труб смогут быть следующими:

Протяженность изделия, ммВнутренний диаметр, ммПротяженность долгого резьбового участка, ммПротяженность маленького резьбового участка, мм
150506517
130325513
11015409

Помимо этого, существуют кое-какие промежуточные размеры. Естественно, подбираются соединительные детали в соответствии с диаметром трубопровода.

Особенности соединения

Инструкция по сборке трубопровода выглядит следующим образом:

  • Прежде всего на трубу накручивается муфта.
  • После этого изделие маленькой стороной вкручивается в соединительный фитинг (в некоторых случаях сгон соединяется напрямую). Соединение должно оказаться крепким, исходя из этого закручивать детали нужно до упора.
  • На долгий конец детали необходимо накрутить контргайку.
  • Потом со стороны долгого резьбового участка необходимо накрутить соединительный фитинг до упора.
  • Затем нужно подвести конец сгона к трубе и свинтить муфту, дабы она неспешно начала переходить на трубу. Чем правильнее совпадают оси деталей, тем легче выполнить соединение.
  • Потом фитинг стопорится контргайкой, для этого контргайку нужно подвернуть к муфте, покинув расстояние в пара сантиметров. Появившееся пространство между деталями необходимо заполнить прядями льна, каковые наматываются в сторону вращения гайки. Затем контргайка закручивается до упора, в следствии чего соединение уплотнится, и вода не сможет просачиваться через него.

Контргайку оптимальнее накручивать гаечным ключом, поскольку ее грани достаточно узкие.

Обратите внимания! Для герметичности стыков труб на резьбу направляться наматывать фум-ленту.

Особенности демонтажа

Газопроводы и водопроводы принято красить в целях защиты от коррозии. Краска способна продолжить срок эксплуатации системы, но, демонтировать резьбовые соединения затем весьма сложно. Исходя из этого окрашивать участки с резьбой возможно не более одного раза, а при разборке их необходимо промазать консистентным жиром.

В случае если нужно разобрать участок конструкции с многократно окрашенными соединительными элементами, предварительно нужно сжечь краску паяльной лампой либо счистить ее механическим методом, к примеру, ножом либо шилом.

Трудоемкость демонтажа сильно зависит от материала фитингов. К примеру, детали, выполненные из ковкого чугуна намного меньше «срастаются» со стальными трубами. Исходя из этого как правило их возможно открутить при помощи гаечного ключа. А вот стальную муфту раскрутить ключом вряд ли окажется.

Обратите внимание! Не следует усиливать ключ рычагом, поскольку его возможно сломать, не открутив деталь.

Кроме этого при разборке трубопровода оказывает помощь нагрев. Для этих целей возможно применять газовую горелку либо паяльную лампу. В зависимости от диаметра трубопровода, на прогрев может уйти от 15 мин. до часа. Наряду с этим, в ходе прогрева трубу нужно периодически поворачивать, дабы уплотнение обгорело со всех сторон.

Вывод

Муфты и сгоны снабжают разборное соединение трубопровода. Причем, применение сгона разрешает демонтировать участок системы без разборки всего трубопровода, что может потребоваться при исполнении разных ремонтных работ. Из видео в данной статье возможно взять дополнительную данные по данной теме.

Фитинги-соединительные части трубопроводов

При монтаже трубопроводных систем небольших диаметров невозможно обойтись без применения соединительных частей трубопроводов, так называемых фитингов.
Соединительные части трубопроводов представляют собой детали для соединения труб одинаковых или различных диаметров, как по одному направлению, так и под углом.

В зависимости от способа соединения имеются фитинги нескольких типов: резьбовые, самофиксирующие, компрессионные, фитинги для капиллярной пайки и пресс фитинги.
По названиям разновидностей соединительных частей трубопроводов сразу становится очевидным, что основной задачей фитинга служит соединение трубопроводов в местах поворотов, разветвлений и переходов.

Соединяя звенья трубопровода, фитинги обеспечивают тем самым надежное, долговечное и неразъемное сопряжение.

В данной статье рассматриваются фитинги резьбовые, как наиболее распространенные в эксплуатации соединительные части трубопроводов. Фитинги резьбовые соединяют различные элементы трубопровода между собой при помощи резьбы, нарезанной на них и соединяемых частях трубопровода.

Резьба может быть нарезана как на внутренней части фитингов и труб, так и на внешней.

В основном, фитинги выпускают с диаметром условного прохода (Dy) от 8 до 100 мм.

Как правило, применяют такие фитинги для трубопроводов, температура рабочей жидкости в которых не выше 175 ˚С и давление не выше 1,6 МПа, при любом значении Dy (для стальных фитингов) и при Dy не более 40 мм (для фитингов из ковкого чугуна). Наиболее распространены фитинги с диаметром условного прохода (Dy) 15, 20, 25, 32, 40 и 50 мм.

В зависимости от назначения соединительные части трубопроводов подразделяются на:
·фитинги, предназначенные для соединения различных частей трубопровода между собой: муфты, бочата;
·фитинги, предназначенные для изменения направления линии потока рабочего тела): угольники;
·фитинги, применяемые для разветвления трубопровода: тройники и кресты;
·фитинги, применяемые для соединения прочно закрепленных участков трубопровода, которые не подлежат демонтажу: сгоны;
·фитинги, используемые для герметичной заделки концов труб какой-нибудь ветви трубопровода: заглушки, пробки.

Муфта предназначена для соединения между собой двух труб. Самая простая муфта представляет собой отрезок трубы, на внутренней поверхности которой нарезана цилиндрическая резьба. Для соединения труб с помощью муфты на внешней поверхности труб (на концах, подлежащих соединению) нарезается резьба.

На одну из труб на резьбу навинчивается муфта с использованием уплотнителя. С другой стороны муфты вворачивается другая труба с ранее нарезанной резьбой также с применением уплотнителя.
Муфта, имеющая с обеих сторон одинаковый диаметр, называется прямой.

ГОСТом прямая муфта, изготовленная из ковкого чугуна, предусмотрена двух видов: короткая и длинная.

Пример условного обозначения прямой короткой муфты без покрытия с Ду 40мм:
Муфта короткая 40 ГОСТ 8954-75
то же с цинковым покрытием:

Муфта короткая Ц-40 ГОСТ 8954-75.

Пример условного обозначения прямой длинной муфты без покрытия с Ду 40мм:
Муфта длинная 40 ГОСТ 8955-75
то же с цинковым покрытием:

Муфта длинная Ц-40 ГОСТ 8955-75

Муфта прямая стальная ГОСТ 8966-75 предусмотрена одного вида.

Пример условного обозначения прямой муфты без покрытия с Ду 50мм:
Муфта 50 ГОСТ 8966-75
то же с цинковым покрытием:

Муфта Ц50 ГОСТ 8966-75.

Кроме прямых муфт бывают переходные муфты. Само название говорит о том, что такие муфты используются для перехода с одного диаметра на другой. В этом случае с одной стороны муфта имеет диаметр входящей в нее трубы, а другой стороны – диаметр выходящей трубы, который по величине отличается от первого.

Пример условного обозначения переходной муфты без покрытия с Ду 32мм на Ду 25мм:
Муфта 32Х25 ГОСТ 8957-75
то же с цинковым покрытием

ГОСТ определяет для каждого типа муфт условный проход, параметры резьбы, длину, массу (для чугунных муфт также число ребер на поверхности муфты).

Еще одним из видов фитингов является так называемый бочонок. Этот соединительный элемент похожий на муфту и применяется в основном для тех же целей, что и муфта, только резьба у него нарезана на внешней поверхности, а не на внутренней, как у муфты. Т.е. в самом простом виде он представляет собой отрезок стальной трубы с нарезанной резьбой на обоих концах.

Как правило, длина резьбы с одного конца бочонка равна длине резьбы с другого конца бочонка. Бочонки (бочата) применяются в основном на конце одной из ветвей трубопровода, когда эту ветвь необходимо закончить установкой какого-либо агрегата. Пример использования бочонка: в помещение входит водопроводная труба с внешним диаметром 20 мм.

К ней необходимо подсоединить муфтовый кран Ду 15 мм. Тогда наиболее оптимальным вариантом для их соединения между собой может послужить следующая конструкция: на трубу с диаметром 20 мм навинчивается переходная муфта 20Х15 мм. В муфту со стороны Ду 15мм ввинчивается бочонок с Ду 15 мм, а на этот бочонок накручивается кран.
Бочонки как и муфты могут быть оцинкованными.

Похожим соединительным элементом в сравнении с бочонком является так называемая резьба. Отличается резьба от бочонка тем, что на этом элементе резьба нарезается только на одном конце. Тот конец, на котором нет резьбы, вваривается, например, в трубопровод, а на второй конец навинчивается какой либо агрегат трубопроводной арматуры: спускной кран, клапан и т.д.

Резьбы, как и бочонки и муфты могут быть оцинкованными.

Сгоны — это соединительная часть трубопровода, одна из разновидностей фитинга. Внешне выглядит как небольшой отрезок трубы, с резьбой на каждом конце. Характерным отличием сгона от других подобных конструкций является то, что резьба наносится не внутри детали, а снаружи. На одном конце сгоны имеют короткий участок резьбы, а на другом более длинный.

Оригинальная конструкция позволяет использовать сгоны там, где необходимо соединить прочно закрепленные участки трубопровода, которые нельзя поворачивать.
Примером применения сгона может служить установка отопительного радиатора и подключение его к подводящему горячую воду трубопроводу.

Так как радиатор невозможно навернуть на подводящую трубу, то предварительно требуется создать определенную монтажную схему (конструкцию) для его установки. Для этого следует определиться с местом размещения радиатора, рассчитать длину подводящей трубы, определиться с размером и диаметром самого сгона. Кроме сгона для монтажа понадобится муфта и контргайка, соответствующего диаметра.

После проведения всех необходимых подготовительных работ можно приступать к монтажу. Монтаж производиться в следующем порядке:

1. Крепится радиатор на место его постоянного размещения.
2. Обрезается (при необходимости) подводящая труба до необходимой длины.
3. На конце подводящей трубы нарезается наружная резьба для подсоединения муфты.
4.

На участок сгона с большим отрезком резьбы навинчивается контргайка (до упора).
5. На участок сгона с малым отрезком резьбы с использованием уплотнителя навинчивается муфта (до упора).
6.

Сгон со стороны длинного участка резьбы с использованием уплотнителя вворачивается в пробку радиатора до того момента, когда конец сгона с навинченной на него муфтой сравняется с торцом подводящей трубы.
7.

Муфта с ввинченным в нее сгоном с помощью уплотнителя навинчивается на подводящую трубу до упора (одновременно происходит частичное вывинчивание сгона с пробки радиатора).

8. Заворачивается до упора контргайка, предотвращающая самоотвинчивание сгона.

Если необходимо, например, соединить между собой две жестко закрепленные трубы, то в монтажной конструкции необходимо использовать уже две муфты, а не одну, как в рассмотренном выше примере.

Перед началом соединения труб на сгон со стороны длинной резьбы накручивают контргайку, затем муфту. Со стороны короткой резьбы сгон навинчивают на муфту, предварительно накрученную на трубу.

После этого соединяют другой конец сгона с другой трубой и «сгоняют» на нее вторую муфту, а затем и контргайку. При использовании такого вида соединения также необходимо также применение уплотнительных элементов.

Основные размеры сгонов, применяемых в отечественной промышленности, с цинковым покрытием и без покрытия с цилиндрической резьбой регламентированы ГОСТом 8969-75. Конструктивные размеры и технические характеристики определены в ГОСТ 8965-75 и 6357-81.

Угольник позволяет изменять направление прокладки трубопроводов в местах, предусмотренных проектом.
Это фактически муфта, согнутая под углом 900. Угольник навинчивается в конце прямого участка, с другой стороны этого угольника в него ввинчивается труба, являющаяся началом нового участка линии.

Различают угольники по аналогии с муфтами прямые и переходные. У прямых угольников условные диаметры прохода с обеих сторон одинаковы. У переходных угольников условные диаметры прохода отличаются: с одной стороны больший, с другой – меньший.

Переходные угольники позволяют переходить с одного диаметра трубы на другой диаметр трубы со сменой направления линии потока рабочего тела на 900. Угольники, используемые на промышленных тепломагистралях, в системах водоснабжения изготавливаются в основном из ковкого чугуна по ГОСТ 8946-75 – прямые угольники и ГОСТ 8947-75 — переходные угольники.

Угольники бывают оцинкованные и неоцинкованные. Гостированное условное обозначение угольников напоминает условное наименование муфт.

Если с какого-то места трубопровод начинает разветвляться на несколько направлений, то здесь не обойтись без такого вида фитингов, как тройник или крест. Тройник, не прерывая основную ветвь трубопровода, начинает новую.

Если необходимо новую ветвь периодически отключать, то сразу после тройника в начале этой ветви устанавливается какое-либо запорное устройство, например, вентиль.

Крест ответвляет прямое направление сразу на две ветви, каждая из которых в дальнейшем может опять же разветвляться с помощью тройников и крестов.

Исходя из основных размеров, определяемых ГОСТ, различают:
— тройник прямой, ГОСТ 8948-75, пример 15Х15;
— тройник переходный, ГОСТ 8949-75, пример 20Х15;
— тройник с двумя переходами, ГОСТ 8950-75, пример 40Х25 Х32;
— крест прямой, ГОСТ 8951-75, пример 20Х20;
— крест переходный, ГОСТ 8952-75, пример 25Х15;

— крест с двумя переходами, ГОСТ 8953-75, пример 32Х25 Х25;

Пример условного обозначения переходного тройника без покрытия с Ду 40 мм на Ду 32 мм:
Тройник 40Х32 ГОСТ 8949-75.
Пример условного обозначения креста с двумя переходами с цинковым покрытием с Ду 25 мм на Ду 15 мм и Ду 20 мм:

Крест 25Х15Х20 ГОСТ 8953-75.

Пробки или заглушки используются для временного закрытия какой-то ветви трубопровода, например при ремонте, или для ее постоянного закрытия.

Высокое качество и надежность соединительных частей трубопроводов основывается на четком выполнении и соблюдении всех требований циклической комплексной последовательности при монтаже трубопроводных соединений.

Используя различные фитинги, имеется возможность избежать длительных и дорогостоящих работ, связанных с возникшей необходимостью в соединении трубопроводов методом сварки и без особых усилий и затрат как временных, так и материальных решать вопросы установки и эксплуатации систем водоснабжения и отопления.

Фитинги для металлических труб. Виды, размеры и способы использования

Для того чтобы обеспечить разъемное соединение труб или направить общую магистраль при прокладке, для замены некоторых компонентов трубопроводов используют фитинги для металлических труб (с резьбой). Сегодня в продаже существует множество конусообразных и прямых соединений. Выполняются они из различных материалов с никелевым, хромовым или цинковым покрытием.

Как правило, соединения с резьбой используются на трубах, которые имеют сечение до 50 миллиметров. Для труб большим диаметром применяются фланцевые крепления. По функциональным возможностям и формам они ничем не отличаются, разве что разнятся параметры. Для производства применяется высококачественный чугун или сталь.

Если учесть место монтажа, установки фитингов, то изделия с резьбой для металлических труб классифицируются по следующим конструктивным параметрам:

  • тройники – для соединения труб разных или одного диаметров;
  • угольники – для изменения направления трубопровода;
  • муфты – позволяют соединять неподвижные конструкции;
  • отводы – используются для отклонения в вертикальном или горизонтальном положении магистрали под углом от 30 до 180 градусов;
  • заглушки – герметизируют магистраль;
  • ниппель – меняет давление в системе;
  • штуцер – упрощает очистку, обслуживание магистрали.

Изготавливают вышеперечисленные изделия из таких материалов, как чугун, латунь, сталь, медь, нержавейка, бронза.

Существует метрическая и трубная резьба. Разница заключается только в шаге резьбы. Если прокладывается водопроводная или отопительная магистраль, то используется трубная или дюймовая резьба.

Для того чтобы соединить патрубки обогревателей, водонагревательных систем, фильтры, счетчики применяется также трубная резьба. Кроме того, данный вид резьбы используется при цилиндрических резьбовых соединениях.

Толщина стенок труб определяется на основании давления, под которым будет эксплуатироваться система.

Для редукторов или манометров используется метрическая резьба. Бывает внешняя и внутренняя резьба. Внутренняя резьба обычно встречается на гайках, а внешняя – на штуцерах.

Также будет полезным видео: Диаметры труб: 1/4, 3/8, 1/2, 3/4 и т. д. Дюймы и миллиметры

Резьбовые параметры

На каждом приборе имеется свой диаметр резьбы. Единицей измерения считается миллиметр или дюйм. Важно отметить, что сечение на любом резьбовом соединении из металла измеряется внутри.

Сечение креплений и труб из полипропилена измеряется с наружной части. Например, если сечение труб из пластика – 2 сантиметра, то аналогом из металла можно считать трубу с диаметром 1,5 сантиметра.

Точно так обстоят дела с фитингами.

Направление резьбы

Если деталь имеет правую резьбу для соединения, то ее накручивают по часовой стрелке, а левая резьба – наоборот. Иначе говоря, если резьба поднимается в левом направлении, то она – левая. В процессе монтажа водопровода обычно применяют правую резьбу.

Левая резьба преимущественно встречается при присоединении к батареям патрубков. С правой стороны радиатора находится правая резьба, и наоборот. Чтобы сделать переход на правую резьбу или же контур, необходимо иметь комплект из четырех футорок (две с левой резьбой и две – с правой).

Понадобятся также уплотнители из резины, спускные, воздушные клапана и заглушки.

Фитинги для металлических труб (резьбовые) каталог:

Латунные соединения

Латунные изделия обычно применяются при соединении труб из меди, латуни. Внутри соединения есть обжимное кольцо, которое обеспечивает хорошую прочность самого крепления. Устанавливается латунное соединение с помощью гаечного ключа. С его помощью закручивается гайка, затягивается до определенного уровня. Чтобы не было течи, нужно аккуратно закручивать гайку, чтобы не скрутить резьбу.

Крепления из меди

Коррозия и температурные перепады не страшны фитингам из меди. С их помощью можно соединять изделия из любых материалов. В то же время применение различных комбинаций может повлиять эксплуатационный срок магистрали. Не соединяется медь с оцинкованной нелегированной сталью. В противном случае быстро начнет развиваться коррозия, в результате чего края трубопровода будут разрушаться.

Чугунные соединения

Фитинги из чугуна – это соединения цилиндрической формы с резьбой на концах. Чугун отлично применяется в качестве материала для отводов, муфт, тройников, а также крестовин.

Для частой эксплуатации необходимо закладывать водостойкий материал. Чугун стоит не дорого.

Прочность материала и антикоррозионные свойства – отличные, но в некоторых случаях – даже их недостаточно для обеспечения высокой степени прочности магистрали.

Соединительные фитинги из стали

Стальные конструкции отлично зарекомендовали себя за счет высокой степени прочности, надежности, однако не стоит забывать о том, что качественное соединение будет только с фум-лентой или паклей. На основании материала, фитинги могут иметь резьбу разной длины. Основное предназначение стальных фитингов – соединение двух и более контуров разного сечения.

Фитинги из нержавейки применяются в разных соединениях. Преимуществом материала заключается в том, что нержавейку можно использовать многократно. Крепления можно сколько угодно собирать и разбирать – без потери качества.

Трубные сгоны

Сгоны – это патрубки, которые имеют резьбу на обоих концах (бочата, соединители стержневые). На одной стороне имеется короткая резьба на 5-6 нитей, а с другой – удлиненная – 20-30 нитей. С помощью сгона удается соединять две неподвижные трубы.

Смотрите видео: как работать со сгоном для труб

В фитинг или армирующий элемент вкручивается сгон, а с другой стороны устанавливается гайка, муфта. На конец трубы наматывают лен, покрывается уплотнителем. Муфту накручивают на конец трубы, подсоединяют к сгону. Между гайкой и муфтой закладывают лен, прижимая к муфте гайкой.

Трубные отводы

Отводы применяются для того, чтобы скорректировать направление трубопровода в горизонтальном или вертикальном направлении под углом 30, 45, 60, 90 или 180 градусов. Отводы имеют гладкий внутренний шар, который предотвращает появление на трубах налета.

Также ознакомьтесь с фитингами для врезки в трубопроводы Раветти.

По конструктивным особенностям трубные отводы бывают гнутыми и крутоизогнутыми, шовными и бесшовными. Популярностью пользуются отводы с углом 90 градусов. Чтобы выполнить гнутый отвод, используется труба с диаметром, который определяет способ производства конструкций:

  • холодногнутых – от 15 м;
  • горячо гнутых – с радиусом от 1,5 до 15 м.

Крутоизогнутые фитинги имеют небольшой угол сгиба, что упрощает компоновку всей магистрали. Однако из-за небольших параметров они не обеспечивают компенсацию теплового расширения труб, например, в системе отопления.

Чтобы создать отвод, применяется водо или газопроводная труба, а также бесшовные конструкции из стали с сечением 15-50 миллиметров.

Если изготавливаются крутоизогнутые трубы методом горячей протяжки или штамповки, то производитель ориентируется на температуру эксплуатации фитинга до 450 градусов.

Резьбовые тройники

Чтобы объединить трубы в сложную конструкцию, используют тройники. Они предназначены для фиксации бокового отвода к главной магистрали. Так удается обеспечить смену направления трубопровода под углом 90 градусов.

Выпускаются тройники переходные и ровные. Ровные переходники имеют одинаковое сечение на всех ответвлениях. Переходной тройник может иметь разные сечения отверстий.

Штампованные или бесшовные тройники могут использоваться под давлением до 16 МПа, а также при температуре до 450 градусов.

Резьбовые муфты

С помощью муфт можно соединять трубы без сварочного аппарата. При установке труб можно выполнять подключение с разными диаметрами труб, из разных материалов. Муфты классифицируются по таким параметрам:

  • по местонахождению резьбы – снаружи или внутри. Первый вариант применяется при креплении элементов, которые имеют разную жесткость. Второй вариант применяется при соединении элементов одинаковой жесткости;
  • по способу соединения – равнопроходный, который соединяет трубы одинакового сечения и переходной – для соединения труб, имеющих разные диаметры;
  • разъемные или цельные муфты. Так, разъемные муфты упрощают монтаж, за счет чего можно отдельно фиксировать элементы муфты на трубах, а потом – выполняется соединение закрепленного к частям муфты трубопровода.

Заглушки на трубы

Заглушки применяются там, где невозможно постоянно перекрывать поток в одном или нескольких концах магистрали. Заглушки работают по тому же принципу, что и фланцевые соединения. Круглые стальные диски с отверстиями для продевания болтов или шпилек, с помощью которых выполняется фиксация.

Температура рабочей среды при заглушке может достигать 500 градусов. Фланцевые заглушки используют соответственно с фланцами. Конструкция – практически такая же, как и у фланца, только центрального отверстия нет. Изготавливают конструкции с помощью метода горячей штамповки.

Поворотные заглушки – это своего рода задвижки, которые герметизируют концы труб при наладочных, а также при проверочных работах. Используются заглушки при укладке основных ответвлений или трубопроводов. Давление в системе может быть от 0,35 до 38 МПа.

Выпускаются заглушки диаметром от 23 до 1420 миллиметров.

Резьбовые штуцеры

Штуцеры и гайки для труб служат для крепления амортизирующих компонентов. Несколько аппаратов обеспечивают эффективное использование при достаточной герметичности арматуры.

Если есть течь, значит давление в системе падает.

Чтобы защитить армирующие элементы, а также достичь максимального уровня гигиеничности оборудования, используются уплотнительные элементы, которые устанавливаются у головок гаек.

Также штуцерами называют патрубки для выпуска из магистрали жидкости или газа. Трубные резьбовые переходники имеют с двух сторон наружную резьбу, которая соответствует размерам муфты.

Если выполняется постоянное соединение трубопровода, то ниппель служит параллельно механической (силовой фиксацией).

Так, радиаторный ниппель помогает соединять секции батарей, а подбор нужно делать с левой или правой резьбой.

Также смотрите видео: Уплотнительные материалы. Лен, нить , клей герметик

Какие бывают ниппели

Встречаются ниппели в форме бочонка. Есть ниппели в виде шестигранника (между резьбой находится шестигранник, который упрощает монтаж).
Для пользователей мы предлагаем каталог фитингов с ценами.

Выбирая то или иное изделие, нужно учесть отрицательные стороны разъемного соединения. Прежде всего, будет соединяться множество деталей, а это – расходы на обеспечение герметичности магистрали.

Кроме того, нужно постоянно затягивать фитинги, если система ослабляется.

Источник Источник Источник https://ru-canalizator.com/vodosnabzhenie/truby-i-furnitura/sgon.html
https://vse-o-trubah.ru/sgony-dlya-trub.html
Источник Источник https://ufa-santehnik.ru/sovety/sgony-dlya-trub-kak-odna-iz-raznovidnostej-fitingov-dlya-montazha-truboprovodov.html

Вам будет интересно  Кислородный барьер в трубах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *