Сгон стальной для труб – надежное соединение трубопровода

 

Содержание

Какие сгоны для сантехнических труб самые надежные?

Для сборки и разветвления трубопроводов, предназначенных для разных целей, в сантехнике применяются различные соединительные заготовки. Важную роль в списке этих деталей выполняют соединительные фитинги – муфты и сгоны. Как и у других элементов для труб, у них есть собственные условия использования, отличительные особенности и технические характеристики. Разберем, что такое сгон для трубопровода, какие виды есть, как его применять для соединения труб.

Сантехнический сгон для труб

Что такое сгон для монтажа трубопровода?

Сгон представляет собой соединительную сантехническую заготовку, предназначенную для состыковки труб при прокладке системы коммуникаций. От этой детали зависит надежность и единство огромной системы. Кроме того, фитинги во многом облегчают процесс объединения отдельных узлов в целостный трубопровод.

Сантехники, упоминая сгон для труб стальной, имеют в виду:

  1. Патрубок с короткой резьбой на 5 витков с одного конца и длинной резьбой на 20 и больше витков с другой стороны.
  2. Длинную резьбу, которая нарезана на подводке к коммуникационному оборудованию.

Данный соединительный фитинг дает возможность демонтажа определенного участка трубопровода в той области, где стыкуются неповоротные элементы. А вот использовать сгон в месте, где заготовку можно вывинтить из муфты, не стоит, поскольку это повышает вероятность возникновения течи на участке с большим количеством резьбовых сочетаний.

Стоит сказать и о муфтовом соединении. Это сантехническая заготовка с одинаковым размером наружного и внутреннего диаметра трубы. У муфты с двух сторон резьба внутренняя, что требует того, чтобы резьбовая нарезка на приборе была два раза короче. В этом случае можно вкрутить в фитинг трубы с двух сторон на равное расстояние.

Таким образом, сгон – это сантехнический фитинг в виде короткой трубки с короткой резьбой на одном конце и с длинной резьбой – на другом. На него навинчивается целиком муфта и контргайка.

При этом специалисты рекомендуют выбирать сгоны с наиболее длинной резьбовой нарезкой, чтобы все детали поместились на ней. В противном случае расстояние между сгоном и концами трубопровода придется увеличить, а это значительно снизит прочность и надежность такого соединения.

Где чаще всего применяются сгоны:

  1. На подводке к батареям системы отопления, прежде всего, к чугунным радиаторам старого образца.
  2. На стальных подводках, водопроводных и отопительных стояках после вентилей, что позволяет легко заменить трубу или снять ее для чистки или ремонта.
  3. На жесткой подводке к кухонным смесителям советского периода — «елочка».

Так как этот фитинг, как правило, используется для прокладки водопроводной сети, то металлический сгон нужно периодически обрабатывать средствами против коррозии.

Какие преимущества дает соединение труб сгонами?

У соединения неподвижной коммуникационной системы сгонами имеется множество достоинств:

  • при монтажных работах можно отказаться от использования специального прибора для сварки металлических труб;
  • собрать все детали воедино может любой хозяин без специального образования и квалификации по монтажу;
  • легко соблюдать технологические рекомендации по сочленению различных трубных элементов;
  • прочная и надежная состыковка заготовок и трубок без сварочного аппарата;
  • при монтаже создается разборный блок для простоты проведения ремонтных работ и замены основных элементов участка.

Специалисты отмечают и один важный недостаток – возможное появление течи в случае негерметичного сочленения при помощи контргайки.

Важно! Главное условие надежного соединения – точное соответствие габаритов всех элементов, поэтому параметры труб в месте сочленения очень важны. Сантехники рекомендуют следить за тем, чтобы сгон был немного длиннее разрыва.

Какие виды соединительных фитингов бывают?

По металлу изготовления трубопроводные сгоны специалисты разделяют на изделия из:

  1. Никеля. Такие изделия делают соединения более привлекательными с эстетической точки зрения, поэтому, как правило, применяются в жилых помещениях.
  2. Стали. Устанавливаются в трубопровод, который укладывается в грунт. Чтобы защитить соединения от коррозии, их перед погружением в грунт, окрашивают.
  3. Оцинкованные. Часто используются на открытых участках трубопровода, который подвержен влиянию различных атмосферных явлений.

Госстандарт определил следующие разновидности размеров соединительных заготовок:

  • 150×50×65×17 мм,
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм; где:

первый параметр – длина, второй — внутренний диаметр, третий — длина одной резьбовой области, последний – длина другой резьбовой области.

Сантехники разделяют сгоны также на следующие разновидности:

  • компенсирующие;
  • короткие;
  • длинные.

Габариты фитингов всегда должны соответствовать диаметру трубопровода, в который они монтируются. Для этого используются такие номинальные размеры:

  • ДУ15 (½ дюйма);
  • ДУ 20 (¾ дюйма);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 ¼ дюйма);
  • ДУ 40 (1 ½ дюйма);
  • ДУ 50 (2 дюйма).

Помимо этого, выпускаются детали с другими промежуточными величинами, поэтому соединительные элементы стоит выбирать, учитывая размеры труб.

Разновидности сгонов для трубопровода

Как сделать сгон своими руками?

К сожалению, на практике часто случается так, что длина фитингов на стояках и подводках разнится от стандартных габаритов, поэтому приходится несколько раз перемерять и подбирать детали в каждом конкретном случае отдельно.

Если не удается отыскать сгон нужного размера, то его можно сделать своими руками. Для этого нужны:

  • водогазопроводная труба;
  • тиски;
  • плашка с держателем;
  • напильник для снятия фасок;
  • болгарка или ножовка по металлу;
  • любое масло для смазки.

Инструкция по самостоятельному изготовлению металлического сгона:

  1. Отрезать по длине трубу.
  2. Снять наружные фаски при помощи напильника с обеих сторон.
  3. Зажать в тиски отрезок трубки.
  4. Смазать трубу маслом, чтобы уменьшить усилие при нарезке резьбы.
  5. Надеть плашку направляющей рамкой на трубу и максимально прижать их друг к другу.
  6. Одновременно поворачивать рамку по часовой стрелке. Прекратить прижимать плашку можно только после нарезки двух витков;
  7. На участке короткой резьбы нарезается пять ниток, а на длинном участке – двадцать.

После того, как будет сделан заход, можно перевернуть плашку, чтобы сделать ее износ равномерным.

Как сделать сгон самостоятельно

Как правильно собрать трубопровод?

Чтобы соединить трубопроводную систему, нужно поэтапно сделать несколько простых действий:

  1. Прежде всего, нужно накрутить муфтовое соединение на участок трубки.
  2. После этого, короткую сторону сгона нужно до упора вкрутить в муфту, чтобы соединение было прочным.
  3. На длинный участок сгона необходимо накрутить контргайку.
  4. Затем прикручивается соединительный фитинг.
  5. К трубе приложить конец сгона и подкрутить муфту так, чтобы она закрепилась на трубке.
  6. Потом нужно закрепить фитинг при помощи контргайки, подкрутив ее к муфте таким образом, чтобы между заготовками оставалось расстояние около 2,5-3см.
  7. Детали необходимо накручивать по направлению вращения контргайки, которую следует при помощи гаечного ключа завинтить до упора, чтобы уплотнить соединение и предупредить протечку в этом месте.

Чтобы сделать стыки всех элементов герметичными, на резьбу наматывают ФУМ-ленту.

Как демонтировать резьбовые соединения?

Чтобы защитить газо- или водопровод от коррозии металла, его красят, увеличивая тем самым срок его эксплуатации. Но после покрасочных работ демонтировать резьбовые соединения весьма затруднительно. Поэтому специалисты рекомендуют не окрашивать фитинги многократно, одного раза вполне достаточно.

Если соединительные детали подверглись многократной покраске, то перед демонтажными работами нужно удалить краску при помощи ножа или паяльной лампы.

Затем разбираемый участок трубопровода нужно смазать консистентным жиром, чтоб сделать процесс разбора более легким.

На сложность разборки влияет материал изготовления заготовок. К примеру, чугунные элементы, накрученные на стальной трубопровод, легко открутить обычным гаечным ключом. А вот стальную муфту практически невозможно им раскрутить. Для этого нужно нагреть соединение паяльной лампой или газовой горелкой в течение 20-50 минут, в зависимости от диаметра трубок и фитингов.

Таким образом, при использовании муфт и сгонов можно создать сборно-разборное соединение участка трубопроводной магистрали, что в случае необходимости проведения ремонтных работ позволяет демонтировать определенную часть системы, не разбирая трубопровод полностью.

С детства увлекался конструированием и ремонтом. Сначала собирал самолетики, ремонтировал сломанные игрушки, потом чинил кухонный инвентарь и помогал папе с ремонтом в доме. Сегодня занимаюсь проектированием и монтажом систем отопления, вентиляции, водоснабжения и канализации. Ремонтом и установкой сантехники. В свободное время пишу статьи на эту тему.

Сгоны для труб как одна из разновидностей фитингов для монтажа трубопроводов

При монтаже трубопроводов различной функциональности используются вспомогательные детали для состыковки, разветвления и регулировки потока. Среди перечня этих элементов немаловажную роль отдают фитингам. К ним относятся и сгоны для труб. Эти заготовки хорошо известны специалистам по сантехнике, благодаря простоте применения. Но, как и остальные детали, они имеют свои технические характеристики и условия применения.

Сгоны для труб

Сгон — это соединительная деталь, применяемая при монтаже трубопроводов

Характеристики муфты-сгона для трубопровода

Сантехнический сгон – соединительная деталь для стыковки труб при обустройстве коммуникаций, предотвращающий протечки. От него во многом зависит целостность и надежность всей системы, а также простота соединения отдельных узлов. На сегодня разработано несколько разновидностей состыковки труб и устранения разгерметизации, включая сгон стальной. Основные типы соединения металлических труб:

  1. Со сваркой.
  2. Без сварки (посредством резьбовых соединений).

Присоединение труб и шаровых кранов без применения сварочного аппарата производится посредством всевозможных:

  • переходников;
  • резьбовых муфт;
  • поворотных деталей;
  • переходников;
  • фланцев;
  • патрубков;
  • отводов;
  • бочонков;
  • штуцеров;
  • сгонов.

При правильной состыковке с помощью грамотно подобранных соединительных элементов трубопроводу обеспечена герметичность и долговечность эксплуатации без протечек. Внешне сгон – обычная деталь с резьбовым соединением, напоминающая другие трубные заготовки. Принципиальное отличие – небольшой участок резьбы на одном конце и широкий с обратной стороны. С его помощью производят разные соединения, например, с муфтой и контргайкой на длинной резьбе. На короткой можно поставить заглушку или наращивать трубопровод.

Сгоны для труб

Сгон может иметь резьбовое соединение или монтироваться при помощи сварки

Основное преимущество этих металлических заготовок – сборка без сварки для неподвижных трубопроводов. Эти детали незаменимы там, где трубы невозможно проворачивать. С недавних пор, как альтернатива сгонам, используется «американка» или универсальное резьбовое соединение. Но на разных участках трубопровода можно применять оба способа.

Вам будет интересно  Купить Домофоны в Крыму, цены: Севастополь, Симферополь, Керчь, Феодосия, Ялта | TOPSTO

Сгоны нередко помогают сменить шаровые краны без сварки. Для этого резьбовую заготовку крепят на одном конце крана, а муфту с контргайкой – на другом. При закручивании наматывается уплотнитель.

Внимание! Нецелесообразно использовать большое количество резьбовых соединений, особенно на участках трубопровода с большим давлением, это увеличивает вероятность протечек.

Стандартизация сгонов

Выпуск данных деталей регламентрируется несколькими стандартами.

  1. Соединительные детали для водопроводов производят в соответствии со стандартом DIN 16961.
  2. Сгоны выпускают по ГОСТ 8969-75 из металлических труб, предназначенных для водо- и газопровода (других неагрессивных сред) по ГОСТ 3262-75.
  3. Диаметр и толщина стенок труб варьируются, поэтому к ним выпускаются соединительные детали с разными параметрами и типом соединения, черные и оцинкованные.
  4. Соединение труб без сварки допустимо там, где невысокое давление (газ, вода, пар до 1,6 МПа.) и температура не выше 175°С.

Сгоны для труб

Резьбовое соединение может быть использовано только при монтаже системы с невысоким давлением

Сантехники также называют сгоном длинную резьбу на подводке к сантехническим приборам. Условное деление стандартных сгонов:

  • компенсирующие;
  • короткие;
  • длинные.

Компенсирующие сгоны, снабженные длинной резьбой, используются при подводке к сантехнике, радиаторам отопления и другим изделиям для минимизации отклонений. Можно заменить их нестандартными отрезками по 170 мм и 190 мм и патрубками по 170 мм и 130 мм. Допустимо компенсируется отклонение в пределах 50 мм, которое обнаруживается при установке сантехнического и отопительного оборудования.

Примечание! Детали из нержавеющей стали служат раза в 3 дольше, чем сгоны из углеродистой, и вдвое дольше, чем оцинковка. Более высокая стоимость стальных заготовок из нержавейки с лихвой компенсируется продолжительным сроком эксплуатации. В продаже также можно найти заготовки из чугуна, латуни и меди, которые более устойчивы к влиянию агрессивных сред.

Наиболее востребованные типоразмеры (диаметр условный), принятые у нас и за рубежом:

  • ДУ15 (1/2 дюйма);
  • ДУ 20 (3/4 д.);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 и 1/4 д.);
  • ДУ 40 (1 1/2 д.);
  • ДУ 50 (2-х дюймовый сгон).

Сгоны для труб

Сгоны бывают разного диаметра и отличаются назначением

За более точными параметрами нужно обратиться к таблице стандартизации по ГОСТ 8969-75, где указан вес заготовок и форма поставок. Это поможет оптимизировать транспортные расходы.

Сгон стальной на коротком отрезке резьбы имеет 5-6 оборотов нарезки (7-17 мм), на длинной резьбе – около 20 (до 85 мм). Компенсирующие заготовки могут иметь увеличенные параметры. Резьба производится посредством токарного станка или промышленного оборудования.

Достоинства и недостатки соединения труб на сгонах

Основные преимущества сочленения неподвижного трубопровода на резьбе:

  • при монтаже легко обойтись без специального оборудования (сварочный аппарат):
  • не нужна квалификация сварщика и большой опыт по монтажу трубопроводов;
  • достаточно соблюдения технологии и рекомендаций по состыковке трубных заготовок;
  • без сварки получается надежная состыковка труб;
  • после работы остается разборный блок, упрощающий в дальнейшем ремонт данного участка трубопровода.

Среди минусов специалисты отмечают вероятность течи при негерметичном соединении посредством контргайки.

Внимание! Важно условие качественного соединения – точное соответствие размеров деталей, поэтому важны параметры труб в месте соединения. Рекомендация специалиста по длине сгона – он должен быть чуть длиннее разрыва.

Сгоны для труб

При выборе детали весомое значение имеет ее длина

Способы соединения трубопроводов со сгоном

Сгоны сантехнические отличаются от других трубных заготовок тем, что у них резьба нанесена снаружи. Это очень удобно в работе, например, при установке крана шарового со сгоном. Однако в трубопроводах большого диаметра предпочтительнее монтаж на фланцах, особенно когда необходимо сделать разборное сочленение. На сгоне между муфтой и гайкой наматывают паклю, чтобы окончательно закрепить сочленение.

Стандартный способ соединения при монтаже вентильного или шарового крана предполагает применение сгона с муфтой и контргайкой и короткой резьбы с другой стороны для состыковки с трубой. В качестве уплотнителя используют сантехническую паклю, смазанную солидолом или специальную пасту. Подготовленная основа совмещается на концах с прокручиванием муфты.

Иногда требуется демонтаж части трубопровода для удаления ржавчины и прочих засорений системы. Тогда стальные сгоны с муфтой и контргайкой разбирают и устраняют проблему. Отслужившую свой срок деталь лучше заменить на новую, не дожидаясь течи и других осложнений. Блок снимают рычажным ключом.

На открытых участках трубопровода в квартире или частном доме для эстетики рекомендуется использовать изделие с антикоррозийной защитой. То есть, не обычный сгон сантехнический, а никелированный. Для обеспечения герметичности важно точное совпадение заготовок и труб по одной оси.

Сгоны для труб: конструктивные особенности и советы по установке

Что такое сгон в сантехнике

Сгон – это соединительная сантехническая заготовка, предназначенная для состыковки отдельных участков труб во время ремонта или прокладки инженерных коммуникаций. С помощью этой важной детали обеспечивается единая конфигурация трубной системы.

В сантехнике соединительные фитинги по своему внешнему напоминают следующие детали:

  • Короткий отрезок трубы в виде патрубка, у которого на одном конце нарезана короткая резьба в пять витков, а с другой стороны выполнена длинная резьба на 20 и более витков.
  • Длинная резьба, нарезанная на подводках сантехнического оборудования и фасонных изделий.

Сгоны для труб дают возможность выполнить демонтаж на определенном участке трубопровода, например: в местах стыковки не поворотных элементов.

Чтобы объяснить его назначение неспециалисту в сантехнике, достаточно посетить домашнюю ванную комнату или на кухню, где установлена регулирующая арматура: запорный вентиль или пробковый кран. В местах стыковки трубопровода и крана установлена соединительная деталь, которая называется «сгон водопроводный». В домашней отопительной сети для быстрого демонтажа обогревательных радиаторов устанавливается сантехническая деталь американка – разновидность резьбового сгона.

Полезные аксессуары

Заменить определенную деталь в целостной конструкции, иногда, бывает очень сложно или даже, практически, невозможно.

Сие сопряжено с целым рядом сложностей (электросварные фитинги для ПНД труб).

Именно по этой причине при обустройстве многих систем используют резьбовые соединения посредством муфт (соединительные для труб ПНД) и сгонов.

Это соединительный фитинг, который представляет собой трубку небольшого размера с резьбой для стыковки пустотелых предметов.

На одном конце длина резьбы, по обыкновению, намного меньше, чем на противоположном.

Так как тот торец, что короче (5-6 ниток) предназначен для муфты, а второй, состоящий из 20 – 30 ниток – для зажимного устройства и контргайки.

Нержавеющий сгон с контргайкой, как правило, используется для объединения двух неподвижных труб, которые нет возможности развернуть.

Также эта деталь может применяться в совокупности с шаровым краном любого сечения (как соединить кран с полипропиленовой трубой написано здесь).

Специалисты отдают предпочтение изделиям с достаточно длинной резьбой.

Потому что при возникновении ситуации, когда нет альтернативы, поместить нужную деталь на участке с пазами, необходимо увеличить промежуток между стыковочными сторонами трубы и сгона.

А это приведет к снижению прочности соединения.

А что вам известно про устройство дренажной канавы? Прочитайте в полезной статье, как правильно отвести грунтовые воды с приусадебного участка.

Про величину штрафа за скважину на участке написано на этой странице.

Следует знать, что данная соединительная деталь, в большинстве случаев, используется для систем водопровода (видео, как соединить трубы ПНД без сварки, посмотрите здесь).

Поэтому она должна обладать хорошей защитой от коррозии.

Устройство соединения и его обозначение

Сгоны резьбовые двухсторонние применяют для стыковки отдельных участков трубных систем подачи воды, отопления и газа. Соединительные фитинги допускается применять в трубопроводах с внутренней температурой жидкости до +175° С и величиной рабочего давления в магистрали не больше 1,6 МПа.

Деталь фитинга в местах стыковки сантехнической трубы состоит из соединительной муфты, имеющей боковые ребра для удобной фиксации газовым ключом, и контргайки таких же размеров, как у наружной трубной резьбы соединительного элемента (ГОСТ 8969 -75).

Данным стандартом определяется маркировка фитинга:

  1. Сгон резьбовой.
  2. Условный внутренний диаметр (в дюймах).
  3. Материал (обозначается заглавной буквой).

Завершает шифр действующий государственный стандарт. Пример условного обозначения фитинга «Сгон 40 «ГОСТ 8969-75».

По этому стандарту определены следующие размеры:

  • 150×50×65×17 мм.
  • 130×32×55×13 мм.
  • 110×15×40×9 мм.

На заметку: В обозначении деталей первая цифра означает длину, вторая — внутренний диаметр (Ду сгона), третья указывает на длину одной резьбы, последняя – обозначает длину другого участка резьбы.

Внешний вид сгона

Основные виды сгонов


Внешний вид сгона

Благодаря большому разнообразию видов и размеров труб, были разработаны разные варианты соединительных элементов. Существуют сгоны для труб всех типов, в том числе – для пластиковых. Рекомендуется использовать их в лояльной среде: при температуре в пределах 180 градусов.

Доступны три типа сгонов разного размера:

  • длинные (длина сгона – 30 см, длинной резьбы – от 5 до 9 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см);
  • короткие (длина сгона – от 10 до 15 см, длинной резьбы – от 5 до 9 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см)
  • компенсирующие (длина сгона – от 13 до 17 см, длинной резьбы – от 7,5 до 10 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см).

При выборе размера соединительного элемента следует брать во внимание диаметр трубопровода. Сгоны должны соответствовать стандартам ГОСТ 8969-75. Их изготавливают из металлических труб, которые, в свою очередь, проходят проверку по ГОСТ 3262-75.

Сгоны в обязательном порядке получают сертификацию в соответствии с международным стандартом DIN 16961. Наиболее часто используются изделия с условным диаметром от 0,5 до 2 дюйма.

Относительно недавно популярность приобрел универсальный сгон «американка». Его применение целесообразно в тех случаях, когда во время ремонта нет необходимости демонтировать все существующие соединения.

Прямой сгон «американка» напоминает обычную муфту, однако принципиально отличается от нее двумя вещами: наличием двух резьбовых фитингов и накидной гайки. Также изделие может быть угловой формы.

Использование сгона такого типа позволяет отремонтировать участок водопровода, существенно сэкономив время. Для монтажа не потребуется специальных навыков, из инструментов будет достаточно простого разводного ключа.

«Американка» часто используется в сантехнике, например, устанавливается на обоих концах водопроводного счетчика. Обладает высоким уровнем надежности и хорошо переносит перепады давления. Детали такого типа приобрели наибольшую популярность в качестве соединительных элементов для металлопластиковых и пластиковых труб.

Где устанавливаются

Муфта сгонная или резьбовой сгон устанавливается в определенных местах водопроводных и отопительных систем, а также газопроводах:

  • Центральный стояк подачи воды или отопления в квартиру практически всегда оборудуется вентилем. Разъемное соединение сгон-муфта монтируется после вентиля, что дает возможность извлечь запорную арматуру при ремонте.
  • В местах подводки стальных труб к чугунным отопительным радиаторам для их очистки от ржавчины и известковых накоплений.
  • Автономные водогрейные котлы, бойлеры, расширительные бачки оборудуются специальной арматурой – смесителями с разъемом – сгоном типа «елочка».
  • В местах подключения внутриквартирного газопровода к бытовым газовым плитам, котлам, счетчикам учета.
Вам будет интересно  Санузел в деревянном доме: особенности строительства, дизайн и монтаж

Часто резьбовые сгоны устанавливают в трубопроводах для получения дополнительного отвода жидкости с системы, например: для сброса лишней воды с отопительной батареи автономного отопления.

Предназначение

Способ соединения элементов трубопровода зависит от нескольких факторов, например, материала изготовления труб, вида транспортируемого вещества, а также условий рабочей среды. Основное предназначение сгонов для труб – подключать их к сантехнике или газовым устройствам. Здесь не подходит сварка, потому что соединение должно быть разъемным: при необходимости какой-то элемент, возможно, придется демонтировать. Например, сгоны советуют применять в сетях отопления после вентиля на стояке.

В случае поломки наличие сгона позволит легко достать элемент запорной арматуры, чтобы починить его или заменить. Сгоны пригодятся и для чугунных старых радиаторов, их наличие поспособствует очистке трубопровода. Данный элемент используется, чтобы подключить различное нагревательное оборудование: баки и газовые котлы, а также смесители. На кухне сгон пригодится при подключении плиты. Наконец, его можно использовать, чтобы создать дополнительное ответвление трубопровода.

Какие сгоны для труб наиболее эффективны

Выбирая соединительные фитинги для стыковки отдельных участков трубопроводов следует отдать предпочтение трубкам с длинной резьбою. В этом случае можно разместить все детали на одном резьбовом участке. Более короткая резьба «потянет» за собой увеличение расстояния между соединителем и окончаниями соединяемых труб, что отрицательно сказывается на прочности соединения.

Чаще всего сантехнические сгоны применяются при монтаже водопроводных линий. При постоянном контакте с влажной средой наружная поверхность соединительных фитингов может окисляться и поэтому их снаружи обрабатывают антикоррозийными защитными средствами.

Для эффективной эксплуатации соединительных разъемных соединений частей трубных систем лучше всего выбирать следующие виды фитингов:

  • С цинковым покрытием.
  • Из нержавеющей стали.
  • Стальные элементы.

Совет: Для увеличения продолжительности эксплуатации соединительных сгонов из стали необходима антикоррозийная обработка наружной поверхности.

Рис. 5.2 – Виды трубной резьбы:

а — цилиндрическая нарезная (ГОСТ 6357-81); б — цилиндрическая накатная (ГОСТ 6357-81); в — коническая (ГОСТ 6211-81);

1 — труба, 2 — сбег, 3 — рабочая часть

Преимущества данного метода соединения:

— герметичность и прочность соединения,

— соединения выполняется простыми безопасными в обращении инструментами.

Недостатки соединения стальных труб на резьбе следующие:

— требует больших затрат времени на сборку

— из-за уменьшения толщины стенки трубы в месте резьбы снижается долговечность соединения, поэтому их можно использовать только в местах, доступных для осмотра и ремонта.

При резьбовом соединении труб на их концах нарезают или накатывают наружную резьбу и навертывают муфту с резьбой. Чтобы предотвратить утечку воды через зазор между муфтой и трубой, его заполняют уплотнительным материалом.

При соединении используют трубную цилиндрическую (ГОСТ 6357-81) и реже коническую (ГОСТ 6211-81) резьбу (рис. 5.2). Цилиндрическая резьба может быть нарезной и накатной; последняя формуется на тонкостенных трубах.

Для неразъемных резьбовых соединений используют короткую резьбу, длина которой несколько меньше половины длины муфты. В этом случае между концами соединяемых труб остается зазор 2-3 мм, что позволяет заклинить муфту на сбеге резьбы и герметизировать соединение.

Разъемные резьбовые соединения выполняют с помощью сгона который соединяют с трубами муфтами и уплотняют контргайкой (рис.5.4). На концах сгона нарезают короткую и длинную резьбу. Длина последней должна быть такова, чтобы на нее при разъединении сгона муфта и контргайка навинчивались свободно. Длины резьбы сгона зависят от диаметра трубы.

Трубы на резьбе соединяют в такой последовательности: размечают и отрезают трубы, нарезают или накатывают резьбу, выбирают и укладывают уплотнительный материал, собирают соединение.

Резьба должна быть ровной, чистой, а также иметь полный профиль и одинаковый диаметр витков.

Уплотнительный материал для резьбового соединения выбирают в зависимости от температуры теплоносителя. При температуре его до 105°С применяют льняную прядь, пропитанную суриковыми белилами на натуральной олифе; при большей температуре — асбестовый шнур с льняной прядью, пропитанной графитом на натуральной олифе. При температуре теплоносителя до 1500С используют ленту и шнур ФУМ (фторопластовый уплотнительный материал).

Соединения на резьбе собирают с помощью трубных ключей (рис. 5.3).

Сгоны соединяют следующим образом (рис. 5.4). На длинную резьбу насухо навертывают контргайку и муфту. Затем свинчивают муфту с длинной резьбы и навинчивают ее, применяя уплотнительный материал, на короткую резьбу трубы до конца. Далее наматывают у торца муфты по ходу резьбы свитый в жгутик уплотнительный материал и контргайку плотно подгоняют к муфте.

Рис. 5.4 – Схематическая последовательность выполнения разъемного соединения стальных труб

Соединение стальных труб на сварке и фланцах

Соединение стальных труб на сварке. Сварное соединение труб широко используют благодаря высокой прочности, герметичности и долговечности стыка. Однако для выполнения сварного соединения требуется сложное пожаро-, взрывоопасное оборудование и высокая квалификация рабочего. При сварке образуются наплывы расплавленного металла на внутренних стенках трубы, что увеличивает сопротивление движению жидкости, особенно в трубопроводах малого диаметра (10-32 мм). Чтобы исключить этот дефект, применяют сварку враструб.

Сварное соединение осуществляется оплавкой концов труб и заполнением зазора между трубами жидким металлом, который, застывая, образует прочное и герметичное соединение (рис 5.5).

Рис. 5.5 — Схема сварки стальных труб

Соединение стальных труб на фланцах — вид разъемного соединения трубопроводов, характеризующегося простотой конструкции, легкостью сборки и разборки, распространенностью фланцевой трубопроводной арматуры.

Соединение на фланцах выполняют в виде двух дисков с отверстиями — фланцев которые закрепляются на концах труб с помощью резьбы, сварки или отбортовки. Между фланцами помещают уплотнительную прокладку, которая сжимается болтами с гайками. Такое соединение при установке арматуры не допускается заделывать в строительные конструкции.

Рис. 5.6 – Соединение стальных труб на фланце

Фланцы, изготовленные из стали по стандартизованным размерам (ГОСТ 12815-80*), приваривают к трубе. Торцовые поверхности фланцев должны быть перпендикулярны оси трубы. Конец трубы, включая шов приварки фланца к трубе, не должен выступать за плоскость фланца.

Уплотнением между фланцами служит прокладка из листового материала в форме шайбы. При температуре среды до 105вС применяют прокладки из термостойкой резины, а при большей температуре — паронит толщиной 2-3 мм. На паропроводах давлением до 0,15 МПа в качестве уплотнительной прокладки используют асбестовый картон толщиной 3-6 мм. Прокладка должна доходить до болтовых отверстий и не выступать внутрь трубы. Поэтому внутренний диаметр прокладки не должен доходить на 2-3 мм до края трубы, а наружный диаметр — до болтов на 2-3 мм.

Болты вводят в отверстия фланцев так, чтобы их головки располагались с одной стороны соединения. На вертикальных трубопроводах головки располагаются сверху. Диаметр болта должен соответствовать диаметру отверстия во фланце. Длину болтов выбирают такой, чтобы болт выступал из гайки не более чем на 0,5 диаметра болта.

На болты навертывают гайки без натяга и после выравнивания прокладки их затягивают гаечным ключом. Чтобы обеспечить равномерное уплотнение прокладки и исключить перекос фланцевого соединения, гайки затягивают постепенно и равномерно по окружности фланца.

Соединение накидной гайкой используют как разъемное соединение для труб небольшого диаметра. Соединение имеет небольшие габариты и требует меньших затрат времени для сборки, чем фланцевое. Чтобы выполнить такое соединение, на конец одной трубы надевают накидную, гайку и конец отбортовывают; на второй трубе закрепляют патрубок с резьбой или нарезают резьбу. Торцы, между которыми помещается уплотнительная прокладка, стягивают накидной гайкой, навертываемой на резьбу.

Способы склеивания стальных труб

Применение клеевых соединений при монтаже стальных трубопроводов позволяет по сравнению со сварными, фланцевыми и резьбовыми обеспечивать не только требуемую прочность и плотность, но и противокоррозионную защиту стыков соединяемых труб, в том числе имеющих коррозионно-стойкие покрытий — оцинкованные, эмалированные, алюминированные. Такие соединения получили применение при монтаже трубопроводов наружным диаметром (Dн) до 133 мм, работающих при давлении до 1 МПа, рабочей температуре — 60-900С и предназначенных для транспортирования различных сред, к которым при указанных рабочих параметрах химически стойки эпоксидные клеи или стеклопластик на эпоксидной основе.

Клеевые соединения подразделяются на три типа:

Соединения бандажного типа (рис. 5.7) получают методом многослойной намотки на концы стыкуемых труб ленты из конструкционной стеклоткани с нанесенным на нее слоем эпоксидного клея. После холодного или горячего отверждения клея на месте стыка образуется монолитный стеклотекстолитовый бандаж с высокими упругомеханическими и прочностными характеристиками, имеющий прочную адгезионную связь с поверхностями труб, что обеспечивает надежное и герметичное их соединение.

Рис. 5.7 — Клеевые соединения труб бандажного типа с навивным каркасом:

а — в виде линейной вставки, б — при параллельном смещении осей соединяемых труб, в — в виде отвода;

1 — концы склеиваемых труб, 2 — бандаж, 3 — навивной каркас,

4 — зачеканка витка навивного каркаса в трубу

Раструбные (муфтовые) (рис. 5.8) соединения получают методом нанесения клея на наружную поверхность конца трубы и внутреннюю поверхность раструба (муфты), последующих ввода конца трубы в раструб и затвердения клея.

Рис 5. 8 — Клеевые соединения труб муфтового (а) и раструбного (б) типов:

1 – концы склеиваемых труб, 2 — муфта, 3 — раструб, 4 — зазор для клея

Клеемеханичские соединения идентичны раструбным (муфтовым). Отличие их состоит в фиксации клеевого соединения трехточечным обжатием по периметру раструба или муфты, за счет чего обеспечивается механический контакт сопрягаемых поверхностей (рис. 5.9).

Исходя из условий монтажа и эксплуатации трубопроводов, клеи должны быть технологичными, обеспечивать достаточную жизнеспособность при нормальных температурах, длительную работоспособность при воздействии рабочих параметров транспортируемых веществ, климатических факторов; отверждаться при нормальной температуре и небольших удельных давлениях.

Рис. 5. 9 — Устройство для точечного обжима клеемеханических соединений труб:

1 — труба, 2 — рычаг, 3 — пуансон, 4 — кронштейн, 5 — насос, 6 — масляный бак, 7 — петля, 8 — рукоятка, 9, 11 — пружина, 10 – поршень

Подготовительные работы при склеивании трубопроводов включают:

— разрезку конструкционной стеклоткани на ленты требуемых размеров (при отсутствии тканых лент);

— приготовление и расфасовку компаундов и отвердителя;

— изготовление навивных каркасов для бандажных соединений (при необходимости);

— изготовление муфт и раструбов.

Работы осуществляют в отдельных, оборудованных для этих целей помещениях.

Минимальную длину ленты для одного стыка принимают в зависимости от наружного диаметра склеиваемых труб из расчета не менее шести слоев в намотке: l = (6,2-6,3) πDн.

Клеевые составы поставляют на монтажную площадку в виде двухкомпонентной системы — компаунда и отвердителя (полиамидная смола или полиэтиленполиамин).

Емкость должна быть рассчитана на предстоящий объем работ, соответствующий жизнеспособности готовых клеевых составов, которая составляет (при температуре 15-20°С) 45-60 мин. Срок хранения компаундов устанавливается исходя из наименьшего гарантийного срока хранения входящих в них компонентов.

Контроль качества. Клеевое соединение должно обеспечивать прямолинейность и соосность соединяемых труб. Уплотнительный материал в соединении не должен выступать; его излишки удаляют.

Вам будет интересно  Планировка санузла: 120 фото новинок дизайна и удачного сочетанияВарианты планировки и дизайна

У фланцевых соединений проверяют параллельность фланцев, правильность расположения прокладки, болтов и усилие их затяжки.

Соединение накидной гайкой проверяют внешним осмотром на соосность соединения и контролируют усилие затяжки накидной гайки.

Все соединения после сборки трубопровода подвергают гидравлическим испытаниям.

Контроль качества клеевых соединений трубопроводов обеспечивается постоянным и строгим операционным контролем технологического процесса склеивания, проверкой прочностных свойств образцов, склеенных одновременно и в одинаковых условиях с основными соединениями, освидетельствованием внешнего вида соединений, а также испытанием соединений гидравлическим или пневматическим давлением на прочность и плотность.

Операционный контроль включает проверку:

— соответствия исходных материалов требованиям государственных стандартов и технических условий;

— размеров лент стеклоткани, раструбов и муфт;

— качества подготовки склеиваемых поверхностей;

— точности дозировки компонентов тщательности их перемешивания при подготовке компаундов и клеевых составов;

— полноты и равномерности нанесения клеевого состава на ленты из стеклоткани и склеиваемые поверхности концов труб, муфт, раструбов;

— правильности многослойной намотки лещ из стеклоткани;

— качества обжатия клеемеханических соединений (исключение проворота элементов соединения вручную);

— температурно-временных режимов отверждения клеевых составов и выдержки соединений в неподвижном положении после склеивания.

Для клеевых соединений бандажного типа образцы испытывают на прочность по схеме «сдвиг при растяжении» на разрывных машинах, при этом расстояние от захватов машины до клеевого соединения Н = (3-4) Dн.

Подбор по материалу

Резьбовые сгоны могут изготавливаться из следующих видов материалов:

  • Сталь углеродистая.
  • Оцинкованный метал.
  • Нержавейка.
  • Латунь.

По техническим характеристикам материалов, стыковочные сгоны обладают ограниченной областью применения в трубопроводах питьевой воды, наружных водопроводных линиях или газопроводах.

Для изготовления оцинкованных сгонов применяют водогазопроводные оцинкованные трубы, соответствующие стандарту ГОСТ 3262-75.

Как подобрать

Для того, чтобы правильно выбрать резьбовой сгон, рекомендуется обратить внимание на следующие показатели:

  • Вид соединительной детали.
  • Тип материала.
  • Требуемые технические характеристики.

По конструктивному решению сгоны подразделяются на прямые и угловые детали, которые устанавливаются на прямых и поворотных участках трубопроводах.

Соединители можно подобрать в зависимости от области применения:

  • Компенсирующие. Данные фитинги компенсируют возможное линейное отклонение до 5 мм в точках подключения сантехнических и газовых труб, батарей отопления.
  • Короткие и длинные, которые применяют для подключения оборудования инженерных систем.

Новички – сантехники часто допускают ошибки и называют сгонами сантехнические детали «бочонок» или «резьба». Такое утверждение совершенно неверно. Дело в том, что бочонок представляет собой отрезок трубы с одинаковой длиной и размером резьбы. Хотя эта деталь применяется аналогично фитингам для стыковки труб без сварки.

Какие виды соединительных фитингов бывают?

По металлу изготовления трубопроводные сгоны специалисты разделяют на изделия из:

  1. Никеля. Такие изделия делают соединения более привлекательными с эстетической точки зрения, поэтому, как правило, применяются в жилых помещениях.
  2. Стали. Устанавливаются в трубопровод, который укладывается в грунт. Чтобы защитить соединения от коррозии, их перед погружением в грунт, окрашивают.
  3. Оцинкованные. Часто используются на открытых участках трубопровода, который подвержен влиянию различных атмосферных явлений.

Госстандарт определил следующие разновидности размеров соединительных заготовок:

первый параметр – длина, второй — внутренний диаметр, третий — длина одной резьбовой области, последний – длина другой резьбовой области.

Как сделать сгон своими руками: особенности процесса

Иногда возникает ситуация, когда стандартные разновидности не подходят и приходится самостоятельно изготавливать деталь с требуемыми параметрами.

Перед началом работ необходимо подготовить материалы и инструменты:

  • Водогазопроводная труба.
  • Слесарные тиски.
  • Плашка для нарезки резьбы.
  • Напильники для снятия фаски.
  • Дисковая пила «болгарка».
  • Машинное масло.

Порядок выполнения работ по самостоятельному изготовлению сгонов:

  1. Заготовить отрезок трубы.
  2. Напильником с обеих сторон снимаются наружные кромки – фаски.
  3. В слесарные тиски устанавливается отрезок трубы.
  4. Поверхность трубы смазывается машинным маслом, чтобы снизить усилия во время нарезки резьбы.
  5. Плашкой с одной стороны нарезается резьба в пять оборотов, а с другой — делается 20 витков.

Нарезку резьбы выполняют в прямом и обратном направлении. Во время работы инструмент периодически извлекают и очищают от металлической стружки. После того, как нарезана первичная нарезка, выполняется еще и чистовая резьба.

Можно ли самостоятельно изготовить сгон и как это делать

При устройстве трубопроводной магистрали своими руками иногда возникает ситуация, когда требуется подборка нужной длины сгонов – заводские изделия по стандартам перекрывают лишь узкий диапазон размеров и диаметров. В этом случае используют самостоятельно изготовленную трубу, а зажимную контргайку и муфту необходимого диаметра берут от другой заготовки. Для изготовления нужно использовать подходящий по длине отрезок газовой трубы, для проведения работ потребуется плашка с держателем или клупп, масло, тиски для зажима заготовки, ножовка по металлу или болгарка для резки трубы.

Пошаговый монтаж

Установка сгона в трубопроводную систему устанавливается в несколько этапов:

  1. Прикручивание муфтового соединения на отрезок трубы.
  2. Сгон короткой стороной вкручивается в муфту до упора.
  3. На длинную сторону накручивается контргайка.
  4. Устанавливается стыковочный фитинг.
  5. К трубопроводу прикладывается срез и подкручивается муфта до прочного закрепления на трубе.
  6. Для закрепления фитинга контргайкой, её подкручивают к муфте, стараясь выдержать расстояние между заготовками от 2,5 до 3 см.
  7. Детали накручивают в направлении вращения контргайки завинченной до упора гаечным ключом.

Совет: Чтобы не было протечек к месте установки, резьбу уплотняют Фум-лентой или льняным очесом.

Размеры сгонов согласно ГОСТ

Диаметр стальных сгонов в точности соответствует размерам монтируемого трубопровода. Вес сгонов стальных зависит от их длины. Размеры стандартизованы и приведены ниже в таблице.

Условный проход, ммТип резьбыНаружный диаметр, дюймДлина короткой части, ммДлина длинной части, ммОбщая длина, ммМасса, г
10Трубная¼8409062
15Трубная½94211094
20Трубная¾10,545120134
25Трубная11150130243
32Трубная1 ¼1355140336
40Трубная1 ½1560150463
50Трубная21765160608

По требованию заказчика сгоны могут быть изготовлены с условным проходом 65 и 80 мм .

Виды труб для изготовления

Трубы, использующиеся на водопроводах, системах отопления, газопроводах называется водогазопроводными (ВГП). Использование стальных труб ВГП с различной толщиной стенки обуславливается условиями эксплуатации. Различают следующие типы изделий:

Масса изделий зависит от типа используемой трубы. Для изготовления используются стальные трубы ГОСТ 3262-2010.

Наружный диаметр, дюймСтенка трубы от типа сгона, ммМасса от типа сгона, кг
легкиеобыкновенныеусиленныелегкиеобыкновенныеУсиленные
¼22,22,80,1320,1430,175
½21,32,52,80,2070,2290,256
¾2,52,83,20,2680,2970,333
12,83,240,3790,4280,521
1 ¼2,83,240,4890,5530,677
1 ½33,540,5960,6880,777
233,54,50,7620,8741,103

Проблемы и решения

Капающая вода и лужи на полу означают, что произошла разгерметизация целостности трубопровода в местах соединений. Существует несколько типичных проблем и способы их решения:

  • Подтекания контргайки в местах подведения водопровода. Обычно причина заключается в негодной подмотке.
  • Течь контргайки радиатора отопления. Подтекания происходит из-за смещения батареи отопления в месте подводки к линии отопления. Проблему можно решить путем дополнительной подмотки контргайки или восстановление фитинга с поврежденной резьбой.
  • Протечка длиной резьбы. Это происходит из-за слишком тонких стенок трубы или разрушения антикоррозийного покрытия наружной поверхности фитинга. Устраняется возникший дефект путем замены фитинга.

Рекомендации по демонтажу

Сложности разборки соединений на сгонах могут возникнуть в следующих случаях:

  • Поверхность фитингов окрашена масляной краской в несколько слоев. Для удаления лакокрасочного покрытия применяется паяльная лампа или строительный фен.
  • Трудоемкость разборки зависит от материала изготовления фитинга. Для облегчения процесса разборки специалисты по сантехнике советуют прогреть узел соединения газовой горелкой или паяльной лампой.

Равномерный прогрев обеспечивается периодическим поворачиванием трубы.

Как демонтировать резьбовые соединения?

Чтобы защитить газо- или водопровод от коррозии металла, его красят, увеличивая тем самым срок его эксплуатации. Но после покрасочных работ демонтировать резьбовые соединения весьма затруднительно. Поэтому специалисты рекомендуют не окрашивать фитинги многократно, одного раза вполне достаточно.

Если соединительные детали подверглись многократной покраске, то перед демонтажными работами нужно удалить краску при помощи ножа или паяльной лампы.

Затем разбираемый участок трубопровода нужно смазать консистентным жиром, чтоб сделать процесс разбора более легким.

На сложность разборки влияет материал изготовления заготовок. К примеру, чугунные элементы, накрученные на стальной трубопровод, легко открутить обычным гаечным ключом. А вот стальную муфту практически невозможно им раскрутить. Для этого нужно нагреть соединение паяльной лампой или газовой горелкой в течение 20-50 минут, в зависимости от диаметра трубок и фитингов.

Таким образом, при использовании муфт и сгонов можно создать сборно-разборное соединение участка трубопроводной магистрали, что в случае необходимости проведения ремонтных работ позволяет демонтировать определенную часть системы, не разбирая трубопровод полностью.

Обустройство любого трубопровода – это задача, требующая определенных знаний, навыков и умений.

Как правило, монтаж магистрали, кроме самих труб, предусматривает специальные дополнительные составные части.

По прошествии определенного промежутка времени, система может выйти из строя, рано или поздно она нуждается в проведении ремонтных работ.

Достоинства и недостатки соединения труб на сгонах

Основными преимуществами стыковки труб резьбовыми сгонами являются:

  1. Соединение отдельных участков труб в единую систему выполняется без проведения трудоемких сварочных работ.
  2. Для монтажа не требуется высокой квалификации и большого практического опыта.
  3. Несложная технология монтажных работ.

На заметку: Недостатком резьбового соединения трубопроводов является возможная разгерметизация.

Преимущества применения

Главным образом выделяют такие положительные моменты от использования сгонов:

  • Конструкция, выполненная таким образом, позволяет осуществлять стыковку составных частей трубопровода довольно просто и при этом очень надежно.
  • Контакт деталей получается разборным, а это значительно упрощает процесс чистки труб и ремонтные работы по замене вышедшего из строя участка.
  • Для монтажа нет необходимости использовать специальное оборудование и приглашать мастеров. Весь процесс можно сделать своими руками (о правилах технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения прочитайте здесь). Главное – соблюдать рекомендации по установке и последовательность своих действий.

Что касается недостатков, хочется сказать следующее:

  • при неумелом обращении с контргайкой может образоваться течь.

Но, это не является «минусом» самого изделия, а скорее всего монтажа.

Поэтому изъян, такого рода, является следствием неумелого обращения с механизмами.

Выбирая изделия, необходимо разбираться в обозначениях.

Раньше производители наносили маркировку в дюймах.

На данный момент все чаще используют метрическую систему исчисления.

При выборе нужно обращать внимание на цену изделий. Данный параметр будет напрямую влиять на стоимость работы в целом.

При желании, можно приобрести устройства в комплекте с другими элементами (муфты, гайки).

Источник https://santehnikportal.ru/trubi/sgon-stalnoj.html
Источник http://trubamaster.ru/armatura/sgony-dlya-trub.html
Источник Источник https://fabrika177.ru/raboty/trubnyj-sgon.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *