В России резко вырос спрос на услуги по ремонту
ЗАЕХАТЬ И ЖИТЬ
«В Москве фактор отсутствия ремонта в квартире на вторичном рынке и отделки в новостройке вышел на первое место по значимости для отказов от покупки», — констатировала управляющий директор риелторской компании «Миэль» Ирина Пешич
Спрос на такие лоты за последний год снизился очень сильно — примерно в пять раз, привела данные руководитель агентства недвижимости «Pro Обмен», вице-президент «Гильдии риелторов Москвы» Екатерина Никитина
«Если раньше мы получали не менее пяти звонков в неделю на такие объекты, то сегодня таких обращений не более одного в неделю даже при максимальном продвижении объявления на всех площадках», — рассказала она.
По словам Пешич, в текущей ситуации покупатели не понимают, сколько еще им придется вложить в ремонт, материалы, услуги ремонтных бригад. В связи с этим на вторичном рынке востребованы предложения пусть даже со скромным ремонтом, но позволяющие сразу заехать и жить, или сдавать жилье в аренду. В сегменте новостроек покупатели хотят хотя бы отделку «вайт бокс». Чтобы продать жилье без ремонта или без отделки, покупателя приходится привлекать дисконтом, доходящим до 15%, констатировала она.
УСТАРЕВШАЯ РОСКОШЬ
Одновременно с этим отталкивает покупателей вычурный, дорогой и при этом несовременный ремонт — элементы, олицетворяющие стиль 90-х годов: позолота или неудобная массивная мебель, рассказала Никитина. Покупатели рассматривают такие лоты как приобретение голых квадратных метров, которые помимо ремонта потребуют затрат еще и на демонтаж, отметила она.
«В 2023 году срок экспозиции подобных лотов значительно выше. Если в среднем сегодня квартира в Москве продается за 45-60 дней в зависимости от ценообразования, то на продажу такого объекта уйдет до целого года и то при условии, что собственник за это время будет готов снизить цену на 20-25% относительно первоначальной», — констатировала Никитина.
Также в Москве становится сложно продать и квартиры в домах бизнес-класса, построенных в начале 2000-х годов, добавила управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коррка. По ее словам, такие объекты уступают современным новостройкам: девелоперы экономили на материалах для входных групп, в домах нет дизайнерских лобби, редко встречается консьерж-сервис, устарели лифты, а квартирография отличается неудобными планировками с огромными залами и маленькими кухнями.
«Собственники в 2023 году успешно реализуют квартиры в монолитных домах 2000-х годов, лишь когда устанавливают адекватные рыночные цены, а не основываются на их первоначальном, уже не актуальном статусе. Обычно дисконт составляет 20-25% — именно настолько и завышают стоимость владельцы», — отметила Коррка.
НИКАК НЕ УЗАКОНИТЬ
Еще один фактор, который в последнее время останавливает покупателей, — наличие перепланировок, которые нельзя узаконить: перенос батареи на лоджию, пристройка террас на вторых и более высоких этажах, теплые полы с подключением от общедомовых систем отопления, перенос газа или объединение газифицированных помещений с жилыми комнатами.
«Было время, когда большинство на это не обращало внимание, но за последний год готовых к подобной покупке стало меньше примерно в десять раз «, — констатировала Пешич.
Причем убедить их все же приобрести такую квартиру не помогают даже дисконты, отметила она. Те покупатели, которых это все же не смущает, торгуются в пределах обычного торга — в районе 5%. Остальные же отказываются от подобной покупки при любых уступках от продавца, добавила Пешич.