Инструктажи по охране труда: виды и периодичность, как проводить и оформить специалисту

Инструктажи: обязанности специалиста по охране труда

юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» Образовательного центра «СКБ Контур», руководитель экзаменационного центра по проведению независимой оценки квалификации в области охраны труда и занятости населения

Разберемся, для чего проводить, как оформить инструктажи по охране труда. И что делать специалисту по охране труда, если руководитель заставляет проводить все виды инструктажей. В статье — 4 образца ЛНА

В Контур.Школу поступают вопросы: можно ли не проводить инструктажи по охране труда, если сотрудники прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда?

  • Ответ: обучение по охране труда, которое проводят по программе 40 часов с выдачей удостоверения, не заменяет инструктаж по охране труду. Такую позицию подтверждает Минтруд России в Письме от 27.07.2018 № 15-2/ООГ-1880. Проводите для сотрудников и обучение по охране труда, и инструктажи.

Для чего проводить инструктажи по охране труда

Инструктажи по охране труда нужны, чтобы:

  • информировать сотрудников о том, какие действия надо совершить, чтобы безопасно выполнять трудовые функции;
  • сотрудники получили информацию о тех факторах производственной среды и процессов, которые воздействуют на них на рабочих местах и в рабочих зонах;
  • напомнить работникам о правилах безопасного поведения при подготовке к работе, во время работы и по окончании трудового процесса, а также в экстремальных ситуациях, например при аварии, пожаре или несчастном случае.

По каким программам проводить инструктажи по охране труда

Чтобы проводить инструктажи по охране труда, а также определить перечень лиц, освобожденных от первичного и повторных инструктажей:

Шаг 1. Разработайте программу вводного инструктажа по охране труда. Поручите ее разработку специалисту по охране труда.

Шаг 2. Разработайте программы первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для структурных подразделений. Поручите разработку таких программ инструктажей руководителям структурных подразделений. Специалист по охране труда должен оказать при этом руководителям подразделений методическую помощь в разработке инструкций.

Шаг 3. Составьте перечень лиц, освобожденных в организации от проведения первичного и повторного инструктажей на рабочем месте по охране труда.

Шаг 4. Утвердите приказ об организации инструктажей по охране труда работников в организации.

Кто проводит инструктажи по охране труда

  • Вводный инструктаж по охране трудапроводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя возложены эти обязанности.
  • Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), который прошел обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Можно ли возложить обязанности по проведению первичного и повторного инструктажей на специалиста по охране труда

Нет, это незаконно возлагать на специалиста по охране труда обязанность проводить инструктажи на рабочем месте — первичный, повторный, внеплановый, целевой (абз. 2 пункта 2.1.4 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003). Специалист по охране труда проводит только вводный инструктаж по охране труда (п. 2.1.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда).

Что делать, если руководитель организации пытается возложить обязанности проводить первичный и повторный инструктажи на специалиста по охране труда?

Шобохонова

«Чтобы не усугублять взаимоотношения, разъясните руководителю организации, что согласно п. 2.1.4 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, все инструктажи на рабочем месте проводит не специалист по охране труда, а руководители структурных подразделений организации. Для этого руководители структурных подразделений обязаны разработать программы первичного инструктажа, а руководитель учреждения — утвердить их.

Программы надо разработать в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

  • Специалист по охране труда обязан оказать методическую помощь в разработке программ, но специфические отраслевые приемы и методы безопасного выполнения работ должны прописать именно высококвалифицированные специалисты в этой области, которыми являются руководители структурных подразделений.
  • Отразить эти разъяснения можно в служебной записке. В качества аргумента обязательно приведите доводы о том, что нарушение требований пункта 2.1.4 Порядка обучения является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ — штраф до 80 000 руб.».

Когда и с кем проводить инструктажи по охране труда

1. Вводный инструктаж проводите:

  • для всех, кого приняли на работу;
  • для командированных в организацию работников;
  • для работников сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке;
  • для обучающихся образовательных учреждений, которые проходят в организации производственную практику;
  • для других лиц, участвующих в производственной деятельности организации.

С вновь принятыми сотрудниками вводный инструктаж по охране труда проводят в первый рабочий день, после заключения трудового договора с сотрудниками. Главное, чтобы до проведения вводного инструктажа работники не приступили к своим трудовым обязанностям.

2. Первичный инструктаж проводите на рабочем месте:

  • с вновь принятыми в организацию работниками;
  • с работниками организации, переведенными из другого структурного подразделения;
  • с работниками организации, которым поручено выполнять новую для них работу;
  • с командированными работниками сторонних организаций;
  • с обучающимися образовательных организаций, которые проходят производственную практику в организации;
  • с другими лицами, которые участвуют в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводите до начала самостоятельной работы работников, сразу после вводного инструктажа по охране труда. На первичном инструктаже ознакомьте сотрудников с теми вредными и опасными производственными факторами, которые негативно воздействуют на здоровье, научите пользоваться средствами индивидуальной защиты, правильно применять оборудование и инструмент.

Предоставьте сотрудникам для изучения инструкции и руководства по обслуживанию оборудования и инструментов, инструкции по охране труда, технологические инструкции и проекты (планы производства работ).

Сроки повторного инструктажа:

  • на рабочем месте со всеми работниками, которые прошли первичный инструктаж по охране труда — не реже одного раза в шесть месяцев после начала самостоятельной работы сотрудников и далее в процессе трудовой деятельности;
  • если работники выполняют работы, к которым предъявляют повышенные требования охраны труда, — не реже одного раза в три месяца.

Утвердите локальным актом работодателя перечень профессий, должностей работников и видов работ, к которым предъявляют повышенные требования охраны труда.

3. Внеплановый инструктаж по охране труда проводят при наступлении одного из обстоятельств:

  • ввели новые или изменили законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, а также инструкции по охране труда;
  • изменились технологические процессы, заменили или модернизировали оборудование, приспособления, инструменты и другие факторы, влияющие на безопасность труда;
  • работники нарушили требования охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
  • по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
  • при перерывах в работе (для работ с вредными, опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев);
  • по решению работодателя или уполномоченного им лица.

4. Целевой инструктаж проводят, когда работники:

  • выполняют разовые работы;
  • участвуют в ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий;
  • выполняют работы, на которые оформляют наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы;
  • участвуют в массовых мероприятиях.

Как зафиксировать проведение инструктажей по охране труда

  • Регистрируйте все инструктажи по охране труда в журналах проведения инструктажей. Обеспечьте, чтобы инструктируемый и тот, кто проводит инструктаж, расписывались в журнале. Проставляйте дату проведения инструктажей. Храните журнал регистрации вводного инструктажа в службе охраны труда, журналы регистрации иных инструктажей — в структурных подразделениях организации.
  • В Порядке обучения по охране труда, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, не указано, должны ли быть прошиты и пронумерованы журналы регистрации инструктажей. Рекомендуем страницы журнала пронумеровывать, прошнуровывать, подписывать лицом, проводящим инструктаж, и скреплять печатью организации.

Кого и когда можно освободить от первичного и повторных инструктажей

Работников, которые не связаны с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, можно освободить от первичного инструктажа на рабочем месте (п. 2.1.4. Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

Чтобы освободить работников от прохождения первичного и повторного инструктажа, утвердите перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного и повторных инструктажей.

  • Не рекомендуем освобождать сотрудников от первичного и повторных инструктажей. Например, офисных работников: бухгалтера, делопроизводителя, архивариуса, инженера-электроника, главного бухгалтера. Ведь они используют в своей работе компьютеры, которые относятся к оборудованию в соответствии с приложением к Техническому регламенту Комиссии таможенного союза от 16.08.2011 № ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования».

Освобождая таких сотрудников от первичного и повторного инструктажей, работодатель берет под личную ответственность их безопасность. Если с таким работником произойдет несчастный случай, к руководителю организации будут вопросы со стороны инспектора по труду.

Виды инструктажей по технике безопасности

Безопасность производственного процесса достигается благодаря выполнению требований закона об охране труда. Задача инструктирования – обучить персонал безопасному поведению на рабочем месте. Инструктажи и виды программ обучения зависят от специфики производства и применяемого оборудования.

Проведение инструктажа

Проведение инструктажа на рабочем месте.

Об инструктажах по охране труда

Невозможно переоценить значение безопасной работы на предприятии. Анализ травматических ситуаций показывает, что основной их причиной является несоблюдение требований безопасности. Разъяснение принципов безопасности (инструктаж) представляет собой учебный процесс, в ходе которого персонал обучается работать без производственного травматизма и аварий.

Какими нормативными актами регулируются

Основные вопросы безопасной работы предприятия регулируются нормативными актами федерального и муниципального уровней.

К актам федерального уровня относятся:

  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ (раздел 10, статьи 209 – 231);
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ;
  • ГОСТ Р 12.0.006.2002;
  • отраслевые и межотраслевые соглашения, содержащие требования по вопросам охраны труда.

Актами на муниципальном уровне являются документы, содержащие требования в части соблюдения техники безопасности в отдельном муниципальном образовании.

Виды инструктажей

ГОСТ 12.0.004-2015 предусматривает 5 основных видов инструктажей.

Вводный

Это первое собеседование, которое проходят лица, принятые в данное подразделение. В процессе инструктирования происходит знакомство с правилами безопасности.

Первичный

Сотрудник инструктируется перед тем, как приступить к работе. Обучение осуществляется в том месте, где он будет работать. Изучаются документы, содержащие информацию о работе оборудования, с которым будет связан сотрудник.

Повторный (периодический)

Данный инструктаж периодически проходят все работающие в организации для обновления знаний. Подвергаются анализу различные ситуации, которые приводят к травматизму.

Внеплановый

  • в случае нарушения техники безопасности;
  • после перерывов, составляющих 1 или 2 месяца (зависит от рода работы);
  • когда вводятся новые нормативные документы;
  • после внесения технических дополнений в производственные карты.

Целевой

Такой инструктаж осуществляется:

  • при необходимости выполнить работу, не относящуюся к профессиональным обязанностям работника;
  • после возникновения аварийной ситуации;
  • когда следует выполнить работу с оформлением допуска;
  • при посещении предприятия экскурсантами.

Инструктаж по пожарной безопасности

Работник должен знать и строго выполнять положения инструкций по противопожарным мероприятиям, а в случае возникновения опасности возгорания принять все зависящие от него меры к спасению имущества и тушению пожара.

В Федеральном законе от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (статьи 25 и 37) говорится о том, что работодатель обязан создать условия для обучения сотрудников противопожарной безопасности. Лица, не прошедшие обучение, к работе не допускаются.

Целями обучения являются:

  • ознакомление с территорией, путями эвакуации, поведением в чрезвычайной ситуации;
  • получение представления о производственной деятельности, об используемых пожароопасных материалах и сырье;
  • информирование о средствах пожаротушения, системах дымоудаления;
  • изучение правил и последовательности действий в аварийных ситуациях.

Вводное собеседование, первичное и повторное инструктирования по пожарной безопасности проводятся во время общего обучения по охране труда.

Внеплановый инструктаж осуществляется после:

  • внесения изменений в инструкции по пожарной безопасности;
  • ситуаций, приводящих к возникновению пожарной опасности;
  • ликвидации последствий пожара.

Целевое инструктирование проводится при необходимости:

  • произвести действия высокой пожарной опасности;
  • ликвидировать последствия пожара;
  • получить разрешение на выполнение работ.

Инструктаж по ПБ

Все, что вы должны знать о противопожарных инструктажах.

Инструктаж по электробезопасности

Важной составляющей безопасности производства является соблюдение мер электробезопасности. Этому способствует обучение принципам безопасного обращения с электрооборудованием.

Существует 2 группы сотрудников:

  • использующие компьютер, копировальный аппарат и другие аналогичные приборы и устройства;
  • работающие с электроинструментами и электроустановками.

В приложении 1 к Приказу Министерства труда РФ от 19.02.2016 № 74н приведен перечень групп, для которых обязательно проводится инструктирование.

Сотрудник, работа которого не будет связана со специальными электроинструментами, проходит обучение в первый день работы, и ему присваивается 1-я группа.

Сотрудник, использующий электроинструменты, проходит подготовку и сдает экзамен, и ему будет присвоена 2-я группа.

Повторное инструктирование выполняется один раз в 3 или 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводят при изменении условий работы, возникновении чрезвычайной ситуации, использовании нового оборудования.

Инструктаж по электробезопасности

Инструктаж по электробезопасности на 1 квалификационную группу.

Инструктаж по охране труда для удаленных сотрудников

Существуют компании, в которых сотрудники могут работать дистанционно. Руководитель организации обязан ознакомить таких работников с положениями по безопасности.

С удаленным сотрудником при подписании трудового договора в главном офисе проводится вводное собеседование, а затем и первичное инструктирование, после которого он может приступить к работе дистанционно.

Повторная подготовка должна проходить не реже раза в 6 месяцев. Мероприятие допускается проводить с помощью технических средств, обеспечивающих возможность общения.

Порядок проведения

Соблюдение сроков и последовательности проведения инструктажей снижает риск возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций. Первое инструктирование – вводное собеседование. Последующими инструктажами являются первичный и периодический. Внеплановый и целевой проводятся по приказу.

Вводный

Вводный инструктаж проводит инженер оп охране труда.

Остальные инструктажи выполняет ответственный за производство (руководитель).

Осуществляемые на рабочем месте инструктажи завершаются экзаменом, в ходе которого выявляется степень подготовленности экзаменуемого к работе. При неудовлетворительном результате подготовка должна быть проведена вновь через некоторое время.

Результаты заносятся в специальные журналы, подписываются всеми участниками экзамена.

Сроки проведения

Сроки инструктирования закреплены в законодательстве.

Вводное собеседование проходит в первый день работы. Перед началом производственной деятельности (практики) проводится первичный инструктаж. Повторное инструктирование выполняется с периодичностью раз в полгода, если это не оговорено в нормативных документах предприятия. Целевой инструктаж осуществляется в случае производственной необходимости.

10 Приёмов Как Проводить Инструктаж По Охране Труда Эффективней!

проводить инструктаж по охране труда

Приветствую, друзья! Самые распространённые вопросы приходятся на такое мероприятие, как обучение по охране труда, в том числе включая одну из форм обучения — инструктажи по охране труда. Сегодня поговорим о десятке проверенных приёмов проведения вводного инструктажа по охране труда, которые можно применять и для проведения инструктажей на рабочем месте, то есть и руководителям подразделений информация будет полезной. Предлагаю вашему вниманию интересный материал моего помощника по развитию нового канала на Яндекс.Дзен Алексея Копейкина. Поехали…

Если вы работаете в охране труда и смежных областях, то вы проводите инструктажи, или каким-то другим образом участвуете в них.
Во время вводного инструктажа новый сотрудник или подрядчик знакомится со службой охраны труда. Человек оценивает по инструктажу как поставлена работа с охраной труда на предприятии.
Если инструктаж проведён плохо, или не проведён вообще, то впечатление будет соответствующее. Но это ещё пол беды. Как вы думаете, сколько информации из вводного инструктажа сможет воспроизвести сотрудник на следующий день?
Главная задача инструктажей — научить человека безопасной работе. Для этого и проводится обучение по охране труда.
То есть инструктаж — это такой вид быстрого обучения.
Далее мы разберём приёмы, которые помогают сделать обучение эффективней. Приёмы собраны из собственной практики обучения взрослых и материалов по этой теме.
Есть общие особенности проведения инструктажей. Инструктажи по охране труда проводятся для взрослых людей. Инструктажи проводятся совершенно разным сотрудникам, которые отличаются по возрасту, опыту, уровню должности, национальности и т.д. Время инструктажа как правило ограничено.
Предлагаемые приёмы — это не готовая методика или призыв к тому, чтобы переделать вашу систему проведения инструктажей. В каждой организации складывается своя система и стиль проведения инструктажей. Приёмы помогут усовершенствовать, поэкспериментировать, добавить что-то новое в этот знакомый всем процесс.
Итак, приёмы — как можно добиться большего эффекта от инструктажа:

  1. 1. Скажи что будет — проведи инструктаж — подведи итоги
  2. 2. «Растопить лёд»
  3. 3. Задаём вопросы в течение инструктажа
  4. 4. Не забываем поддерживать контакт глазами
  5. 5. Просим поделиться опытом
  6. 6. Самостоятельная подготовка
  7. 7. Вносим игровые элементы
  8. 8. Создайте подходящие условия
  9. 9. Используйте разные каналы передачи информации
  10. 10. Эмоциональные истории, фото и видео происшествий

1. Скажи что будет — проведи инструктаж — подведи итоги

Человеку комфортно, если он знает что будет и как будет, сколько времени, что он будет делать. Нужно об этом сказать. Он лучше настроится на процесс.
После объяснения структуры, как правило человеку понятно как он проведёт ближайшее время.
Общая структура: рассказать что будет-провести инструктаж-подведение итогов (самое важное).

2. «Растопить лёд»

Хорошей практикой перед любым обучением будет короткий разговор-знакомство, если это позволяют условия. Это позволяет снять напряжение, скованность с сотрудника или подрядчика. Простые доброжелательные вопросы «Как настроение?», «Какие новости?», «Откуда приехали?» создают более доверительную обстановку. А вам позволят оценить — в каком состоянии сотрудник, подрядчик или группа сотрудников и как у них вообще с русским языком 🙂
Здесь нужно напомнить, что не всегда нужно «Растопить лёд». Если это необходимо — можно создавать атмосферу «Мы здесь не шутим!». Тогда никаких разговоров — только команды и отстранённость. Иногда и так нужно.

3. Задаём вопросы в течение инструктажа

В процессе инструктажа также задаём вопросы. Если человек только слушает, то он переключается в режим слушателя и его внимание может рассеяться.

Сама по себе необходимость молчать — это уже довольно мрачная перспектива, но она лишь отчасти объясняет те проблемы внимания, с которыми сталкивается аудитория. Главная причина этих проблем заключается в следующем: поскольку людям остаётся только слушать, они позволяют себе расслабиться, ведь сколько бы ни продолжалась речь и презентация, говорить им не приходится.
Макс Аткинсон, «Выступать легко»

4. Не забываем поддерживать контакт глазами

Один из важных элементов взаимодействия с обучаемым — контакт глазами. Попробуйте следующий раз не просто читать с листа, а периодически смотреть на инструктируемого.

5. Просим поделиться опытом

Особенностью любого обучения взрослых является то, что обучающийся (в нашем случае тот, кого инструктируем) является партнёром в обучении. В отличие от обучения детей, где есть один главный учитель, который передает знания.
Партнёрство при обучении взрослых — один из основных принципов обучения взрослых.

Я часто спрашивал у новых бригад строителей — какие были НС в их опыте? Что делали, как реагировали?

6. Самостоятельная подготовка

Даём человеку задание для самостоятельного освоения.
К примеру, дать задание — выявить главные риски на своём рабочем месте и рассказать.
Это работает, так как во-первых, самостоятельность тоже относится к основным принципам обучения взрослых.
А во-вторых, то, на что человек затратил своё сосредоточенное внимание запоминается лучше.
Метод самостоятельно нахождения решений эффективно работает, что я не раз проверял на тренингах.

7. Вносим игровые элементы

Наша сфера, традиционно серьёзная. У многих может вызвать недовольство такой пункт. Но игровые методы обучения взрослых доказали свою эффективность на практике и применяются в обучении взрослых с 30-х годов прошлого века.
Включение игровых элементов в обучение по охране труда и конкретно в инструктажи — большое поле для творчества и экспериментов. Главное здесь — правильно оценить адекватность и уместность.
Могу поделиться примером игрового элемента на инструктаже бригадиров на стройке. Я показывал слайды с фотографиями со стройки и просил указать — какие нарушения охраны труда они видят на слайдах.
Весёлый пример инструктажа я подсмотрел недавно у коллеги из Амазона.

8. Создайте подходящие условия

Идеально, если есть отдельный кабинет охраны труда, где проходят инструктажи. Плакаты на стенах, проектор, стулья и столы для тех, кто проходит инструктаж, вешалка для одежды, канцелярские принадлежности и т.д.
Отдельное место позволяет сосредоточиться на главном. Общий антураж учебного кабинета автоматически настраивает человека на обучение.
Не забывайте про свежий воздух и про то, что он сильно влияет на когнитивные способности обучаемого.
Проветривайте перед инструктажем.

9. Используйте разные каналы передачи информации

У человека три основных канала получения информации:
Зрение, слух, осязание.
Используйте все три канала и вы задействуете все чувства восприятия.
По основному каналу восприятию людей разделяют на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Кому-то важнее посмотреть на фото, кому-то послушать, а кому-то пощупать. Если мы передаём информацию по всем каналам, то точно попадём.
Например, мы озвучиваем основные тезисы, потом показываем картинки, фото и видео, даём людям в руки подержать что-то связанное с этими тезисами (в нашем случае — образцы СИЗ, инструменты).

10. Эмоциональные истории, фото и видео происшествий

Эмоции влияют на запоминание. В случае с безопасностью, сильно влияет собственный опыт. Например, опытные прорабы на стройке с особым вниманием к безопасности следят за видами работ, на которых у них в прошлом были неприятные НС с последствиями.
При этом, на чужих ошибках тоже учатся.
Можно сделать подборку видео с НС для характерных работ в вашей сфере и разбирать на инструктаже.
Поделитесь здесь или на Дзен, что в вашей практике инструктажей эффективней всего? Какие методы используете? Что нового добавляете?
Поделитесь и тогда комментарии будут продолжением статьи и мы получим больше приёмов.
Чтобы получать ещё больше полезной и интересной информации, подписывайтесь на наш официальный канал — Дзен.Блог-Инженера.РФ и официальную группу в ВК — Блог—Инженера ☆ Охрана труда Спасибо за участие и поддержку!
Продолжение следует …

Здравствуйте.
Главное, чтобы инструктор мог показать инструктируемому свою компетенцию и знания по специальности инструктируемого. Привести и разобрать в доступной форме пару-тройку несчастных случаев. И главное — проводить вводный или любой другой инструктажи — НЕ ФОРМАЛЬНО. С душой!)
А в какой форме и как он это будет делать — это уже вопрос большой практики и опыта инструктора.
Всем удачи!

Добрый день! полностью согласна! Инструктажи необходимо проводить интересно и в тесном контакте в работниками. Я всегда подбираю видео по тематике и привлекаю самих работников к участию (например, на инструктаже по оказанию первой помощи пострадавшим). Таким образом быстрее, легче запоминается материал и повышается авторитет специалиста. Также на инструктаже всегда подчеркиваю, что наибольшая часть информации пригодится даже в быту и некоторые потом пересказывают своим детям. Даже самые скептические и капризные работники со временем признаются, что как бы не сопротивлялись все-равно материал усваивается, что называется вода камень точит. Иногда даже по окончании инструктажа аплодируют)))

А что за «Весёлый пример инструктажа я подсмотрел недавно у коллеги из Амазона.» можно подробнее

Видео размещено в нашей официальной группе по ссылке https://vk.com/ohrana_truda_vk?w=wall-29417489_446510

Спасибо большое, хорошие советы.. обязательно воспользуюсь.

В организации был всегда художник, и как-то повелось с первого дня работы: все материалы расследований сопровождались хорошим рисунком происшедшего. Началось это с того, что при расследовании тяжелого случая вместо схемы происшествия мы с художником сделали рисунок происшествия черной тушью (я редактировал и позировал), инспектору это понравилось, т.к. рисунок оказался очень убедительным. И с тех пор все рисунки вклеивались в обычный журнал и использовались при проведении вводного инструктажа, эффект был очень положительный. Видео в то время не было, это был 1982 год.

Спасибо! Целиком и полностью поддерживаю такую тактику проведения инструктажей. Заметила, что инструктаж в форме беседы очень даже эффективен, людям всегда интересно поделиться собственным опытом, охотнее идут на контакт и внимательно прислушиваются. Особенно им нравится раздел про НС и пожарную безопасность!

большое спасибо, очень нужный и крайне полезный материал

А я на аутсорсе работаю в нескольких компаниях и никакие инструктажи не провожу, просто подписи собираем, потому что нафиг никому ничего не надо и руководству в первую очередь. Говорю директору, мол, давайте соберём рук отделов и я раскажу об ОТ, что и где. Сколько надо времени?-Час. Не, от работы отрываем, не надо. 5 минут хватит? Нафиг, говорю, даже напрягаться не стоит. На том и разошлись. И таких компаний в РФ 99%, особенно небольших. Но по документам всё ок.

Что-то похожее, Алекс, есть у нас. Я, правда, вводные провожу. В проходном кабинете нас сидит 10-12 человек. И представьте, как вести инструктажи в таком помещении, где каждый говорит по телефону (по работе), или громко ведут диалог на рабочую тему? Но я все равно провожу. вполголоса, иногда прерываюсь на коллег,чтобы попросить говорить потише. Инструктирую в форме беседы, где работал, как обстановка была с ОТ, понимает ли принимаемый вообще, что такое ОТ и т.д. Но вот руководителей подразделений мой работодатель просто с истерикой «отпускает» на учебу в УЦ. НЕКОГДА! Работать надо! В итоге я еду в УЦ и сдаю экзамены за студента и привожу сертификаты, удостоверения .
Да, главное для шефа- чтобы документы были в порядке, одновременно хочет, чтобы рабочие не нарушали правила. Но как они не будут нарушать, если их руководители- мастера, инженеры- не знают самого элементарного?
Я иногда их экстренно собираю на так называемые занятия, еле собираются, и в процессе беседы-обучения среднее звено и ИТР руководители- специалисты не могут ответить на простейшие вопросы. Я говорю им, вы же часто сидите в интернете, ну если некогда обучаться в течение рабочего времени, сами хоть статьи читайте, законодательства по ОТ, чтобы впросак не попасть.
После заключения договора с заказчиком на работы, приходят от них с тупыми лицами: а меня спросили то, другое, что мне делать? Откуда брать? Не знают, что ответить заказчику по перечню документов по ОТ, с них запрашиваемых. И я собираю полный пакет, объясняю, за что он лично отвечает, талдычу. чтобы они читали методички, чтобы защищать себя от спец-тов по ОТ заказчика. Иногда те запросят такое, я понимаю, эти документы совершенно ни к чему, звоню, выясняю, объясняю и всё становится на свое место. А мой ИТР не знают, что сказать.
Про первичные инструктажи молчу. Хоть научила более менее заполнять журналы.
Не во всех организациях было так. На больших,где были службы ОТ- соблюдалось всё,и экзамены, и стажировка, и линчевание прогульщиков-нарушителей трудовой дисциплины.
Но, наверное, не вина моего шефа. Главное-документы и чтобы несчастных случаев не было. А для этого я лично корплю над документами, фиктивные протокола, даю только расписаться и т.д. и т.п. НО! Если специалист ОТ или служба ОТ грамотные- это уже хорошо. Несколько проверок ГИТ пережила, оценивали на «хор» мою работу и говорили, что на «ОТЛ» они сами не знают.
Я годами выписывала «Справочник специалиста ОТ» (в этом году не дал денег шеф-для меня трагедия!), бесподобное подспорье в работе. Где проходят семинары-еду, общаюсь с коллегами, хорошие отношения с Учебными центрами, где всегда помогут с консультацией. Без конца лазаю по сайтам ОТ, подписана на вашу рубрику- которую тоже обожаю. Потому что всегда есть, чем вооружиться для работы. Считаю, если проводится хотя бы полный вводный инструктаж-это уже полдела.
Желаю коллегам истинного понимания своей работы и цели в ОТ- в этом безграничном океане инструкций,Правил (бесконечно меняющихся), Гостов ит.д.
Если Вы связались с этой работой, любите ее, защищайте ее, изучайте ее. Я обожаю свою работу! желаю создателям сайта продолжать нас радовать, вы замечательные, талантливые! Не уставайте, пожалуйста, продолжайте созидать!

Вот это вы душу излили, видать накипело.

Спасибо большое! Наверное, у всех СОТов похожие ситуации, поскольку первую подробную информацию о предприятии (организации) новый работник получает от нас на вводном инструктаже. И немножко с улыбкой: К нам на период летних каникул приходят работать дети 14-16 лет ( по направлению центра занятости). Когда я знакомлю их с мастером, то представляю его примерно так: » Это Иван Иванович, мастер, ваш непосредственный руководитель, для вас на все время работы он -мама, папа, царь и бог в единственном лице.» Эту фразу, как и некоторые другие, дети передают друг по другу, поэтому каждый раз следует некая реакция, по которой понимаешь, что этих слов ждали.

Вот меня всегда торопят с инструктажом. Но радует, что почти все принципы — кроме видео я так или иначе использую. Полный контакт с инструктируемым. Что будет. И заканчиваю обычно игровыми примерами по какому-нибудь пункту инструктажа. Я называю это «А теперь — страшная сказка» У всех сразу ушки на макушке.

Спасибо за информацию.

Как будто у меня на инструктаже побывали. Порадовало, что интуиция меня не подвела. Видео только не показываю, т.к провожу инструктаж 50-60 мин. в очень быстром темпе — информации много, примеров много, люди включаются в разговор, о своем рассказывают. А если еще подключить видео, то процесс затянется надолго и другую работу делать некогда, учитывая, что служба ОТ состоит из одного специалиста

https://school.kontur.ru/publications/1832

Виды инструктажей по технике безопасности


https://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/likbez/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%B6-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *